Конец работорговли

Когда выгодно торговать людьми? Наверно, когда их не считают таковыми. Самый современный пример — это заложники, за освобождение которых требуют деньги. После уплаты выкупа попавших в неволю обычно освобождают. Жертвы шантажа нужны преимущественно родным и иногда — начальству. Самим шантажистам заложники без надобности. Невольников нужно кормить, они норовят бежать и вообще ведут себя, как свободные люди. Проще нанять кого-то по взаимному согласию и требовать работу согласно договору. Так принято сейчас.

Лет пятьсот назад, когда некоторые европейцы оказались хозяевами огромных земельных угодий в западном полушарии, на которых некому было работать, возник спрос на дешевую рабочую силу, которую можно было бы легко перевозить с места на место, не прикрепляя их к земельным участкам. Требовались десятки тысяч неприхотливых работников, привычных к тропической жаре. В Европе таких почти не было. Зато в Африке было множество крепких мужчин, с малолетства работавших под палящим солнцем. Их нужно было только поймать и перевезти на другой континент. Сами африканцы по непонятливости за океан не стремились.

Ко времени начала трансатлантической работорговли, рабство уже существовало на Земле не одну тысячу лет, видимо, не исчезая полностью ни на один год. Время возникновения рабства известно очень приблизительно. В лучшем случае, можно только установить факт первого упоминания рабовладения в письменных источниках, и может быть, догадаться по наличию оков и колодок о существовании невольников в бесписьменную эпоху. Зато классическое рабство Греции и Рима описано довольно подробно. Сохранились упоминания о центрах средиземноморской работорговли. Наиболее известными преемниками этого промысла в Средние века стали торговые операции арабских, еврейских, армянских, берберских и прочих купцов, благодаря которым в странах Ближнего Востока поселились тысячи чернокожих арабов.

Определенный вклад в развитие рабовладения внесли и сами ранние африканские государства. По некоторым оценкам в таких странах, как Джолоф, Дагомея, Ашанти, Мали, Сегу и Сонгаи рабы составляли до одной трети населения. Оценить роль невольничьего рынка в этих странах трудновато, но вряд ли он был значительным. Скорее всего, для этих африканских обществ было свойственно патриархальное рабство, при котором раб был просто неполноправным членом семьи. Зато экспорт рабов превратился для многих вождей африканских племен в важный источник укрепления своей власти. В обмен на невольников они получали европейские товары, включая оружие, изделия из железа, алкоголь, ткани и просто побрякушки. Деньги и золото для покупки этих товаров у большинства африканцев просто отсутствовали (иногда монеты заменяли раковины каури). Однако в распоряжении местных вождей был не менее ценный для европейских торговцев «живой товар».

В Северной Африке случалось, что сами работорговцы могли попасть в руки коллег, говоривших на другом языке, и начать долгий путь по невольничьим рынкам. Поэтому превращение рабов в рабовладельцев в этих местах происходило очень быстро. Едва вызволив своих земляков из арабской неволи, жители пиренейских государств сами приступили к захвату рабов на Африканском континенте. В 1444 году португалец Диниш Диас достиг острова Бер (Горэ) возле Дакара, откуда доставил в Лиссабон первую партию рабов. Товар пошел нарасхват. К середине XVI века каждый десятый житель Лиссабона имел африканское происхождение. В Португалии, а затем в Испании и других странах Европы появились чернокожие слуги, а на полях — дешевые и выносливые работники.

Поначалу эта торговля шла в русле традиций средиземноморского рабовладения. Однако вскоре африканских рабов стали использовать для освоения далеких заокеанских владений. В 1510 году на недавно открытый Колумбом остров Эспаньолу (Гаити) доставили первую партию из 250 невольников. В этом же году африканцев привезли на Пуэрто-Рико, где местные индейцы-таино предпочли коллективные самоубийства рабству. Вскоре рабов стали завозить на другие острова Карибского моря, а затем и на континент — в Венесуэлу и Бразилию. В 1619 году голландцы доставили первых африканцев в Северную Америку, заложив основу будущих «расовых проблем» в США.

Англичане приобщились к работоргующему сообществу сравнительно поздно в середине XVI века, а их участие в трансатлантической торговле стало заметно только с середины XVII века после захвата Ямайки. Сперва британцы занимались обеспечением рабочими руками сахарных плантаций в своих владениях, но вскоре перешли к доставке невольников и в колонии других стран. Помощь чужих работорговцев потребовалась Испании, где ввиду нехватки собственных транспортов, стали заключать контракты (асьентос) с англичанами на поставку «живого товара».

В 1730-х годах из Ливерпуля (согласно многотомному «Регистру торговых судов» за 1739-1785 годы) в Африку отправлялись около 15 судов в год. В 1750-х годах эта величина выросла до 100 судов в год. В связи с начавшейся Войной за независимость США торговля на афро-американском направлении сократилась. Однако уже с 1784 года из Ливерпуля в Африку отправлялись по 120-130 судов. Большинство из них предназначались для работорговли. Кроме Лондона, Бристоля и Ливерпуля (вместе с Манчестером), в Африку отправлялись суда и из других гаваней, но роль этих английских портов была не такой значительной. Любопытно, что чернокожие рабы оказались первыми людьми, чья жизнь была застрахована, поскольку согласно традиции римского права жизнь свободного гражданина не подлежала оценке («hominis liberi nulla estimatio»).

Сколько африканцев прошло через невольничьи рынки, можно определить только по косвенным признакам. Наиболее вероятной считается перевозка 12 миллионов рабов с 1440 по 1900 годы. По оценке Филиппа Куртена (Philip Curtin) 6,3 миллиона рабов были переправлены из Западной Африки в Северную и Южную Америку. Из них 4,5 миллиона были перевезены с 1700 по 1810 год. 5 миллионов рабов было переправлено только с Невольничьего берега в Гвинейском заливе. Часть невольников так и не добралась до американских берегов, скончавшись в пути от голода и эпидемий.

Переполненные трюмы работорговцев пугали благопристойных жителей Европы бесчеловечным обращением с африканцами. Особенно непримиримо относились к жестокостям работорговли в районах, наименее зависевших от доходов рабовладельческих хозяйств. Там не желали считаться с правами собственников, наживавшихся на почти даровом труде и в силу этого становившихся сильными конкурентами для предприятий, основанных на наемном труде или на доходах от старых «добрых» имений с прикрепленными к ним крестьянами. Неожиданным стимулом для отмены рабовладения стало открытие химика Ф.К. Ахарда, выделившего в 1784 году сахар из свеклы, которая дала Европе новый источник сладкой продукции (и самогона), ставший конкурентом плантаций сахарного тростника. Постепенно в Европе усиливалось мнение, что рабство себя изжило, и его надо запретить.

Португальцы фактически заложили основу трансатлантической торговли африканскими рабами, и отмена рабства тоже началась с Португалии. 12 февраля 1761 года по инициативе знаменитого португальского реформатора Себастьяна (Себаштиау) Помбала было принято решение об отмене рабовладения в метрополии и ее индийских колониях. С отменой рабства в своих африканских и американских владениях Лиссабон решил не спешить. Таким образом, запрет невольничьего труда проводился постепенно, по регионам.

Также избирательно взялись за отмену рабства в других странах. В 1778 году рабство отменили в Шотландии, сохранив этот институт в других британских владениях. С 1783 года рабство было объявлено незаконным в штате Массачусеттс, положив начало долгой борьбе с рабовладением в США. В 1786 году рабство запретили в штате Вермонт. Штаты Род-Айленд, Коннектикут и Нью-Джерси не стали идти на резкие шаги и предпочли постепенную «эмансипацию». В 1799 году невольничий труд был запрещен в штате Нью-Йорк.

Начавшаяся во Франции революция с отменой рабства тоже не спешила, однако восстание рабов на Гаити вынудило считаться с фактом не просто равенства рас вообще, но и с правом бывших невольников на политическую независимость. Послабления, введенные Французской республикой, закончились с приходом к власти Наполеона, который сохранил рабовладение в тех французских колониях, где его по разным причинам не успели отменить. В остальных странах люди оставались чьим-то имуществом на законных основаниях.

Чтобы как-то ограничить некрасивое явление, некоторые правительства решили запретить импорт невольников, не посягая таким образом на уже купленную собственность. В 1792 году работорговлю отменила Дания, отложившая освобождение рабов до 1847 года, хотя о роли невольников в развитии датского животноводства упоминаний не сохранилось. Запрет на торговлю людьми не был всеобщим. Фактически он только объявлял незаконным ввоз рабов на определенную территорию, оставляя лазейку для торговли уже «импортированными» невольниками.

Случалось, что европейские государства начинали освобождать рабов не в метрополии, а в колониях, где рабовладение не имело серьезного значения. В 1793 году рабство было запрещено в провинции Верхняя Канада (Онтарио). Чуть позже в 1803 году рабство отменили в Нижней Канаде (Квебек). Для самой Канады рабовладение не имело почти никакого значения, и принятые законы в большей степени были направлены на подрыв экономики США, зависевшей от плантационного рабства.

В самой Великобритании на права рабовладельцев до поры до времени никто не посягал. Однако уже с начала XVIII века в английском обществе нашлись деятели, которые отказывались буквально исполнять заповедь: «не пожелай раба». Среди британских противников рабовладения выдающуюся роль сыграли квакеры.

Впервые с призывом запретить работорговлю в 1783 году выступила неформальная группа из 6 квакеров, собравшая под своей петицией в парламент 300 подписей. 22 мая 1787 года к сугубо квакерской акции впервые присоединились англиканцы («евангелические англиканцы»). Совместно представители разных конфессий на собрании в лондонской типографии образовали Комитет за отмену работорговли, в который вошли Уильям Уилберфорс (Wilberforce), Грэнвилл Шарп, Томас Кларксон, Джон Бартон, Уильям Диллвин, Джордж Гаррисон, Сэмюэл Хоар (Hoare Jr), Джозеф Хупер, Джон Ллойд, Джозеф Вудс, Джеймс Филлипс и Ричард Филлипс.

Центральной фигурой среди противников работорговли был Уильям Уилберфорс (1759-1833), депутат Палаты общин от Йоркшира с 1784 года. Молодой парламентарий был уже известен благодаря законопроекту о предварительной регистрации избирателей, который заблокировала Палата лордов. Достаточно либеральные в некоторых вопросах взгляды Уилберфорса находили поддержку у знаменитого премьер-министра Уильяма Питта. Проведя несколько крупных публичных акций против торговли людьми, Комитет за отмену работорговли предпринял первую попытку провести соответствующий закон через Палату общин. Первый билль о запрете работорговли был внесен Уилберфорсом в парламент в 1791 году. И уже первое голосование показало, что этот проект не безнадежен. За отмену работорговли проголосовали 88 членов Палаты общин против 163.

Потерпев первую неудачу противники рабства развернули активную кампанию, собирая деньги, агитируя парламентариев, издавая литературу, устраивая демонстрации. Они всячески подчеркивали антигуманный характер работорговли, пренебрегающей достоинством и просто жизнью человека.

Большую роль в пропаганде аболиционистских (антирабовладельческих) взглядов сыграл Томас Кларксон (1760-1847), начавший свою деятельность с написанной в Кембридже работы «Законно ли обращать людей в рабов против их воли?» — «Anne Liceat Invitos in Servitutem Dare?» Признав один раз рабство противоречащим естественным законам, выпускник Кембриджа стал добиваться запрещения рабства по закону официальному. Стремясь доказать противоестественность рабовладения, Томас Кларксон начал собирать в британских портах факты, свидетельствующие о бесчеловечности в отношении обращенных в рабство людей. Доводы в пользу отмены рабовладения он предлагал как в Англии, так и во Франции.

Работа была нервной. В 1794 году Кларксон едва не падал с ног от переутомления. На яростных стычках в стенах парламента Уилберфорс нажил язву желудка, вызывавшую у него дикие боли, для преодоления которых нужно было принимать опиум. Но он упорно на каждой парламентской сессии вносил законопроект о запрете торговли людьми, проваливался и вносил его вновь. И это было не тупое упрямство, а желание изменить вредный для своей страны порядок вещей. За спиной противников рабства стояли влиятельные люди, не связанные с работорговцами. По распоряжению премьер-министра Англии Уильяма Питта началось расследование практики работорговли.

От филантропической агитации государственные мужи Великобритании переходили к делу. В 1799 году был принят Акт, ограничивавший произвол работорговцев (Slave Trade Regulation Act). Начиная с этого момента многим купцам пришлось отказаться от практики перевозки невольников, сваливая их штабелями в трюмах.

В 1805 году противники рабства вновь попробовали провести свой законопроект через парламент и добились частичного успеха. Билль прошел через Палату общин, но Палата лордов заблокировала это предложение. В 1806 году слухи о грядущем запрете работорговли встревожили манчестерских купцов, которые поспешили обратиться в парламент с петицией против готовящегося закона. Но этот демарш не остановил законодателей. 25 марта 1807 года британский парламент принял Акт о запрете работорговли (Abolition of the Slave Trade Act).

Закон, потребовавший от Уилберфорса почти 20 лет борьбы, был принят 283 голосами против 16. Считалась незаконной торговля людьми не только в виде купли-продажи, но и бартера (Purchase, Sale, Barter, or Transfer). Согласно Акту о запрете работорговли капитан, пойманный с невольниками на борту, должен был подвергаться штрафу в размере 100 фунтов стерлингов за каждого раба (в Вест-Индии за них платили по 80 фунтов). Работорговля внутри некоторых британских владений еще сохранялась, но продажа в рабство свободных африканцев была запрещена. И главное, запрещалась перевозка («трафик») рабов из Африки в Америку. Противники работорговли, достигнув своей цели, перешли к следующему этапу борьбы, образовав Общество за постепенную отмену рабства.

Уже 2 мая 1807 года министр иностранных дел Великобритании издал распоряжение об образовании в Сьерра-Леоне специального Вице-адмиралтейского суда (Court of Vice-Admiralty), предназначенного для вынесения приговоров по делам о работорговле. Главным судьей в Сьерра-Леоне был назначен известный противник рабства Роберт Торп, принявший этот пост у бывшего лавочника Александра Смита. В 1808 году началось регулярное патрулирование африканского побережья. Впоследствии вице-адмиралтейские суды были учреждены в Кейптауне и на острове Святой Елены. С 1811 года перевозка невольников стала в Британской империи уголовным преступлением.

Принятый Великобританией Акт о запрете работорговли послужил важным толчком к принятию аналогичных решений в других странах. Это было вполне объяснимо. Ни одно из европейских государств не могло противостоять действиям британского флота по захвату невольничьих кораблей, как не смогли бы раньше помешать английским кораблям перевозить африканцев.

Первой поспешила поддержать антирабовладельческое начинание Пруссия, для которой Африка не имела большого значения. А вот в США 1 января 1808 года законодатели пошли на большие жертвы и запретили работорговлю до того, как Великобритания смогла использовать этот факт для нападения на американские суда. Прекращение легального ввоза рабов создало определенные трудности в развитии южных штатов, хотя у власти в Вашингтоне находились преимущественно уроженцы рабовладельческой Вирджинии. Взаимодействие между США и Англией в борьбе с работорговлей было отсрочено в связи с начавшейся между ними войной.

Победа над Наполеоном вынудила многие государства срочно проявить солидарность с Великобританией. Соответствующая декларация была включена в заключительный акт Венского конгресса 1815 года. Благие намерения своих противников поспешил реализовать Наполеон, 29 марта 1815 года запретивший продажу невольников. В 1814 году работорговлю запретили в Нидерландах. От односторонних деклараций европейские правительства быстро перешли к двусторонним соглашениям. В 1818 году Великобритания заключила договоры о запрете работорговли с Испанией и Португалией, которым англичане вынуждены были заплатить за участие в акциях против работорговцев (португальцы получили 300 тысяч фунтов, и еще 600 тысяч фунтов ушли на погашение долгов). В том же году было подписано аналогичное франко-голландское соглашение. С 1819 года начал действовать англо-голландский договор о запрете работорговли.

Уменьшалось и количество рабовладельческих государств. С 1811 года рабство было запрещено в Испании. Как обычно, запрет невольничества носил избирательный характер: он не включал испанские колонии Кубу, Санта-Доминго и Пуэрто-Рико. Контроль над прочими территориями испанские власти очень быстро утратили и могли запрещать там все, что угодно, без большого риска для себя. В конечном счете, вопрос об отмене рабовладения пришлось решать правительствам латиноамериканских стран.

С 1813 года началось постепенное упразднение рабства в Аргентине. В Эквадоре, Колумбии и Венесуэле рабы получили свободу в 1821 году (испанцы до этого умело пользовались задержкой этого важного решения). В Чили невольники были освобождены в 1823 году. С 1829 года получили свободу рабы в Мексике, а в 1831 году — в Боливии.

Хотя законы о запрете работорговли принимались в странах Европы и Америки, но применять их пришлось в основном у побережья Африки. Военные корабли десятка стран во главе с Великобританией начали патрулировать побережье протяженностью в 3000 миль от Дакара в Сенегале до Бенгелы в Анголе. В составе британского флота была образована специальная Западно-Африканская эскадра, занимавшаяся в числе прочего захватом невольничьих судов. Для патрулирования побережья англичане использовали в основном небольшие бриги и шлюпы, позволявшие проникать в многочисленные неглубокие бухты и устья рек, где располагались базы работорговцев. Вооружение этой полицейской эскадры было сравнительно слабым, но для задержания транспортов с невольниками его обычно хватало.

После окончания войны с Англией активизировалась борьба с работорговцами в США. 15 мая 1820 года Конгресс США специальной поправкой приравнял работорговлю к пиратству, караемому смертной казнью. Суровая мера однако была тут же смягчена поправкой бывшего работорговца сенатора Джеймса Де Вольфа (De Wolfe), согласно которой обыск американских судов иностранными гражданами не допускался. С 1820 года к борьбе с работорговлей в африканских водах подключились американские корабли.

По приказу президента США Монро к берегам Африки были отправлены фрегаты «Сайэн» («Cyane») и «Джон Адамс», бриг «Хорнет» и шхуны «Аллигатор» и «Акула». Деятельность этой эскадры не принесла больших результатов, и в 1824 году ее отозвали домой. В этот же период правительство США попыталось наладить вывоз освобождаемых рабов обратно на Африканский континент, где для них была создана специальная колония Либерия. Аналогичную колонию для освобожденных рабов создали в 1843 году на территории нынешнего Габона французские власти.

Из-за двусмысленности правового положения рабов на территории США возникали сложности и в борьбе с работорговлей. В 1825 году американский корабль задержал судно «Антилопа» («Antelope») под венесуэльским флагом, на котором находился 281 африканец. Дело о захваченном судне было передано в Верховный суд США, который с большим пафосом объявил работорговлю противоречащей естественным законам. Но затем, когда выяснилось, что 39 рабов уже принадлежат испанским подданным, их тут же вернули хозяевам.

Так же двусмысленно начали освобождать рабов и на территории Бразилии, где в 1826 году рабство объявили вне закона… к северу от экватора в наименее населенных районах страны. Неспешная отмена подневольного труда в бывшей португальской колонии очень устраивала работорговцев из португальских колоний в Африке. В конце 1820-х годов вывоз «живого товара» из Анголы и Мозамбика вырос, несмотря на все операции британского флота. Особенно усердствовал правитель африканского государства Лунда Навежи II, отдававший португальским работорговцам целые деревни. В 1815-1823 годах стоимость экспорта невольников из Луанды составляла 94 процента от всего, что вывозилось через будущую столицу Анголы (данные по другим портам просто не сохранились).

С конца 1820-х годов лидерство в работорговле перешло к Мозамбику. Усилиями английской эскадры количество отправленных из португальских колоний рабов в 1830-х годах постепенно сократилось. В 1836 году правительство Португалии работорговлю в своих колониях запретило. Однако и в 1840 году из Биссау отправили до двух тысяч рабов.

Согласно англо-португальскому соглашению в Сьерра-Леоне была образована совместная комиссия для проверки судов, занимавшихся или подозревавшихся в работорговле. Это имело особое значение, поскольку на португальские колонии в начале XIX века приходилось около 43% всего экспорта африканских рабов. Английское правительство заставило португальские власти подписать еще два протокола в 1847 и 1850 годах, согласно которым британские корабли получили право патрулировать побережье Анголы и Мозамбика в местах, «неподконтрольных» колониальной администрации. Этим не только упрощалась процедура преследования работорговцев, но и облегчалось британское проникновение в португальские владения. 28 июня 1835 года было подписано англо-испанское соглашение, ужесточившее санкции против работорговцев.

С июня 1819 до конца 1840 года Смешанные комиссии в Сьерра-Леоне с участием испанцев, португальцев и бразильцев рассмотрели дела 425 захваченных британской эскадрой невольничьих транспортов. 29 судов возвратили владельцам. В ходе этих разбирательств был освобожден 59341 раб.

В боях с работорговцами прославился английский капитан Генри Лик (Henry Leeke), освободивший более 3 тысяч невольников. Кроме борьбы работорговлей, капитан преуспел в боях против африканцев, разгромив в мае 1820 года армию африканского вождя Мунга-Брама. В мае 1822 года Генри Лик отличился при захвате португальского судна «Мирмидон». Среди освобожденных на этом судне невольников был мальчик по имени Аджаи (Samuel Adjai Crowther), который впоследствии стал первым чернокожим епископом англиканской церкви. Продвинулся по служебной лестнице и Генри Лик, который за заслуги в борьбе с работорговлей в 1835 году стал рыцарем.

Удары, нанесенные британскими кораблями по работорговцам в районе Гвинейского залива, не означали полного искоренения этого явления даже вблизи главной английской базы в Сьерра-Леоне. В 1840 году британский губернатор Ричард Дохерти (Doherty) обнаружил, что совсем недалеко от его резиденции сын местного вождя «принц» Мауна собирается продать в рабство двух чернокожих подданных Великобритании. Работорговцы собрали предназначенных к отправке невольников на островах в устье реки Галлинас в районе нынешней границы между Сьерра-Леоне и Либерией. Испанские хозяева сосредоточили «живой товар» в хижинах (barracoons, barraconas). Острова на реке Галлинас были окружены мелководьями, недоступными для морских судов, однако британские моряки прорвались через песчаные отмели на шлюпках и с первого захода освободили 90 рабов. Имея на руках свидетельства незаконного промысла, английский губернатор потребовал от местного вождя подписать договор о запрете работорговли. После обстрела сборного пункта пороховыми ракетами, англичане заставили хозяев освободить еще 841 раба стоимостью более 100 тысяч фунтов. По требованию британских властей были возвращены в Сьерра Леоне еще 13 тысяч уже проданных невольников.

Среди тех, кто прошел через перевалочные лагеря в устье реки Галлинас, был сын вождя из деревни Мани по имени Синке (Cinque). Молодого воина захватили представители соседнего племени и продали испанскому работорговцу. На судне «Текора» Синке был доставлен в Гавану, где его перепродали работорговцу Педро Руису вместе с еще 49 мужчинами и детьми. Невольников погрузили на каботажное судно «Амистад» («La Amistad», «Дружба») и 27 июня 1839 года отправили в Порто-Принсе (Пуэрто-Принсипе). Желая сэкономить на еде из сугубо рыночных соображений, капитан «Амистада» взял продовольствие ровно на три дня. Однако плавание затянулось. Были урезаны порции для экипажа, а уж рабов угощали преимущественно плетками. На четвертый день кок мрачно пошутил, что к концу плавания будет варить африканцев. Невольники, зная нравы команды, восприняли это заявление достаточно серьезно и решили захватить судно.

В числе пассажиров «Амистада» были опытные воины из разных африканских племен, которые умели постоять за себя и своих сородичей. Сложность заключалась только в незнании языка свои товарищей по несчастью, принадлежавших к разным племенам. На пальцах и без всякого «Гугла» рабы договорились о совместных действиях. Синке подобрал валявшийся на палубе гвоздь и с его помощью открыл замок на кандалах. Остальное было делом техники. В короткий срок команда и рабы поменялись местами. Капитан и не в меру веселый кок были убиты. Дальнейший план новых хозяев «Амистада» заключался в возвращении в Африку, однако где находится родной континент они не знали. Синке не смог нанять на захваченные деньги человека, знакомого с навигацией. «Амистад» почти 2 месяца блуждал у берегов США, пока не был захвачен экипажем корабля «Вашингтон».

Дело о захвате «Амистада» рассматривалось в Верховном суде США Для защиты беглых рабов были приглашены известные адвокаты Роберт Болдуин, Теодор Седжвик (Sedgwick) и Сет Стэплз. С одной стороны, захват торгового судна грозил обвинением в пиратстве с неизбежной смертной казнью, с другой — самих владельцев судна могли обвинить в незаконной работорговле. Грамотные действия защиты, которую поддержал бывший президент США (и бывший посол в России) Джон Куинси Адамс, привели к оправданию Синке и его товарищей 7 голосами судей против 1. Бывшие участники восстания на «Амистаде» получили свободу. С помощью миссионеров некоторым из них даже удалось вернуться в Африку. Вернулся и Синке, однако на родине он не нашел никаких следов своих близких и самой деревни. Те, к кому он стремился, были, по-видимому, проданы в рабство.

Для привлечения африканских племен к борьбе с работорговлей, английское Адмиралтейство в 1844 году издало инструкцию о правилах ведения переговоров с местными вождями. Капитанам рекомендовалось быть максимально осторожными в переговорах с людьми, еще недавно торговавшими своими земляками. От участников переговоров требовалось знание местных обычаев и реального влияния тех или иных африканских вождей. В случае отказа африканцев запретить работорговлю, британские капитаны должны были объявить, что любая цивилизованная морская держава не потерпит торговли невольниками и будет преследовать ослушников. На вождей эти беседы действовали далеко не всегда, поскольку они знали других капитанов, которые охотно покупали рабов для нужд тех же цивилизованных государств.

Усилия британского правительства по предотвращению переправки африканцев через океан сталкивались с упорным желанием рабовладельцев пополнять редеющую «рабсилу» на плантациях. Огромный спрос на невольников в Бразилии, на юге США и Антильских островах делал выгодной торговлю даже с учетом возможной конфискации судов и виселицы. Остановить работорговлю без упразднения рабовладения в целом не удавалось. И английские политики, в конце концов, согласились с доводами противников рабства.

28 августа 1833 года британский парламент дополнил запрет работорговли запретом рабства вообще. Процедура освобождения однако растягивалась, чтобы по неосторожности не причинить убыток рабовладельцам. Немедленно освобождались только дети в возрасте до 6 лет. Остальным невольникам следовало подождать 4 года, пока они добросовестным трудом не докажут хозяевам свою способность зарабатывать самостоятельно себе на жизнь (а потом — «на свободу с чистой совестью»). Для компенсации убытков рабовладельцев британское правительство выделило 20 миллионов фунтов стерлингов. С этого момента стала невозможной торговля не только недавно захваченными в Африке рабами, но и любыми другими, включая перешедших по наследству. Любопытно, что сам Акт об отмене рабства 1833 года был сравнительно недавно отменен, однако остались в силе связанные с ним законы.

Как и в случае с запретом работорговли, британцы попробовали распространить свой опыт и на другие страны. В 1839 году в Англии было образовано международное Антирабовладельческое общество, ныне известное как Антирабовладельческий интернационал. Официальная борьба с рабством все больше приближалась к основным центрам рабовладения. В 1840 году договор о запрете торговли невольниками подписали Великобритания и Венесуэла. В 1841 году запрет работорговли был подтвержден в Пятистороннем договоре (Quintuple Treaty) Англией, Россией, Францией, Пруссией и Австрией.

Активизация борьбы с работорговлей европейскими государствами вынудила правительство США возобновить борьбу с перевозкой африканцев. В январе 1839 года американский консул в Гаване Николас Тирст предупредил госдепартамент, что дальнейшее промедление в борьбе с работорговлей может привести к захвату американских судов английскими кораблями.

Через полгода это предсказание сбылось. 12 июня британский бриг «Ястреб» («Buzzard») привел в Нью-Йорк два американских судна («Орел» и «Клара»), занимавшихся работорговлей. Американский суд вынужден был осудить своих сограждан как пиратов, со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями. Еще через несколько месяцев в Балтиморе по подсказке англичан были задержаны еще несколько судов. Первой жертвой возобновления американской борьбы с работорговлей стал ее инициатор консул Николас Тирст, обвиненный в содействии продаже американских кораблей для нужд работорговцев.

Запрещение торговать людьми было закреплено в англо-американском соглашении Уэбстера-Ашбертона 1842 года, которое наряду с урегулированием пограничных вопросов предполагало создание двух эскадр по 80 орудий в каждой. Опираясь на договоренность, власти США направили к западноафриканскому побережью фрегат «Macedonian», шлюпы «Saratoga» и «Decatur» и бриг «Porpoise» под командованием коммодора Мэтью Перри. Американская эскадра базировалась на принадлежавших Португалии островах Зеленого Мыса в порту Прая. Место для базы оказалось неудачным, так как, возвращаясь из рейдов в Гвинейский залив, парусникам приходилось идти против ветра. Кроме борьбы с работорговлей, коммодор Перри провел карательную экспедицию против африканских сел, чьи жители подозревались в убийстве команды американского судна «Мэри Карвер».

Служба в американской эскадре была нелегкой. По крайней мере, единственный случай подготовки мятежа в истории американского флота был зарегистрирован на корабле «Сомерс» у берегов Африки в ноябре 1842 года (трех виновных повесили). С 1843 по 1857 годы корабли США смогли задержать 19 судов, из которых только на шести удалось подтвердить факт работорговли. Наиболее урожайным для американских моряков оказался 1860 год, когда корабль «San Jacinto» захватил 8 августа в устье Конго бриг «Storm King» c 616 африканцами на борту, а другой участник патрулирования «Constellation» 26 сентября задержал судно «Кора» с 705 рабами.

Английский флот действовал более результативно, но его сковывали инструкции. Поскольку британские корабли поначалу не имели права захватывать пустые суда, то многие капитаны невольничьих транспортов стали выбрасывать за борт своих пассажиров. Однако с 1835 года английским капитанам было разрешено задерживать работорговцев на основании косвенных улик.

Например, в 1846 году руководители суда на острове Святой Елены доложили в Адмиралтейство, что из 10 захваченных судов только на двух были обнаружены рабы. На борту остальных оказались только приспособления для работорговли. Но потеря даже пустого судна обходилась для работорговцев очень дорого. С ужесточением досмотров не согласилось правительство Португалии, посчитавшее, что наличие на борту кандалов и больших котлов для варки риса, не могут служить поводом для задержания судна. Однако сильное давление со стороны Великобритании вынудило португальские власти 3 июля 1842 года подписать договор, признававший право на захват работорговцев с минимальными уликами. Аналогичные инструкции были в 1849 году даны и американским кораблям.

Некоторые суда пользовались определенным иммунитетом от обысков со стороны британских кораблей. У английских властей, например, была инструкция, запрещавшая задерживать суда под флагом России. Собственно, на русских кораблях невольников через океан не перевозили (если не считать крепостных). Однако приятных для судовладельцев исключений было немного.

Работорговцам приходилось изощряться и в портах на африканском побережье, где для того, чтобы избежать столкновения с пограничными патрулями, живой груз старались посадить на корабль в течение двух часов и тут же выйти в море. Например, в конце 1846 года судно «Paquete de Rio», доставив в Сьерра-Леоне бразильского вице-консула Кампоса и груз рома, после таможенной проверки на пару суток пропало из поля зрения британских властей и вскоре было обнаружено с 556 рабами на борту. Владелец груза «Paquete de Rio» и место предполагаемой выгрузки так и остались неизвестными.

Невольничьи суда иногда бывали настолько переполненными, что их захват не только давал свободу содержавшимся на них африканцам, но иногда просто спасал им жизнь. Так, британский шлюп «Феррет» в 1848 году сумел захватить судно, на котором находилось около 852 рабов, из которых к моменту освобождения 127 уже умерли (капитан «Феррета» Спригг в январе 1849 года едва не был повешен за незаконный прием на корабль 11 человек с бразильской шхуны).

Смертность среди невольников была огромной. И все-таки в страны Южной и Северной Америки по-прежнему завозились десятки тысяч африканцев. Только в Бразилию с 1830 по 1856 год доставили 760 тысяч невольников. Остановить этот поток могла только полная отмена рабовладения.

Однако путь к отмене рабства не носил характер последовательного необратимого процесса. Иногда рабовладельцам удавалось вернуть утраченные было позиции. Так 18 сентября 1850 года Конгресс США принял Закон о беглых рабах (Fugitive Slave Act), который разрешил поиск и задержание беглых рабов на территориях, где рабство уже было отменено. Многим американским неграм (или «афроамериканцам») пришлось бежать еще дальше на север — в Канаду, чтобы избежать возвращения на плантации.

Борьба плантаторов за свою «собственность» становилась все более ожесточенной. Неудивительно, что в США сопротивление южных штатов планам отмены рабства привело к одной из самых кровопролитных войн в истории. Однако известному противнику рабовладения Линкольну тоже потребовалось несколько лет, прежде чем была подписана знаменитая прокламация от 22 сентября 1862 года об освобождении рабов с 1 января 1863 года. Причем освобождались только рабы, принадлежавшие «мятежникам» (таких было большинство). Полный запрет рабства был узаконен 13-й поправкой к Конституции США, которая 8 апреля 1864 года была одобрена Сенатом, 31 января 1865 года — Палатой представителей, 1 февраля 1865 года — президентом и только 6 декабря 1865 года — необходимым количеством штатов.

Одновременно с упразднением рабовладения в США серьезный удар по работорговле нанесли в испанских владениях. В 1862 году была запрещена торговля невольниками на Кубе. Немного позже рабство запретили в голландских колониях. Вслед за этим в 1873 году рабовладение было запрещено в Пуэрто-Рико. Последнюю точку в истории рабства на Антильских островах поставили на Кубе, где оно было отменено в 1886 году незадолго до провозглашения независимости. Впрочем, последняя известная партия из 900 рабов была доставлена на Кубу в январе 1870 года. Закрылся и один из главных источников пополнения армии невольников — в португальских колониях. 25 февраля 1869 года правительство Португалии (через каких-нибудь 100 лет после отмены рабовладения в метрополии) приняло решение о запрете рабства во всей Португальской империи.

Дольше всего на латиноамериканской земле рабовладение продержалось в Бразилии. Владельцы знаменитых «фазенд» понимали неизбежность освобождения рабов, но старались растянуть это удовольствие на максимально возможный срок. В связи с этим бразильские законодатели находили всевозможные промежуточные решения.

Так, 28 сентября 1871 года был принят закон 2040 о «свободном чреве» (Lei do Ventre Livre), объявивший свободными всех новорожденных детей рабов. 28 сентября 1885 года в Бразилии был принят закон об освобождении рабов, достигших шестидесятилетнего возраста (Lei dos Sexagenarios). И только 13 мая 1888 года был принят «Золотой закон» (Lei Aurea), который лаконично, но всеобъемлюще заявил: «Рабство отменяется». Вместе с рабовладением закрылись и невольничьи рынки в Западном полушарии.

В течение полувека со времени наложения запрета на работорговлю ведущими торговыми державами контроль за его осуществлением ограничивался преимущественно атлантическим побережьем, а экспорт живого товара из Восточной Африки практически не прекращался. Продолжали охоту за «живым товаром» на территории нынешних Танзании, Судана (в Дарфуре) и Чаде (Вадаи). Сложность борьбы с работорговлей в Индийском океане заключалась в невозможности возложить ответственность за незаконные операции на конкретное государство. Многие из центров работорговли на восточном побережье Африки контролировались небольшими мусульманскими княжествами, вроде Занзибара и Маската, или просто отдельными племенами.

С большим трудом англичанам удалось заставить некоторых правителей подписать договоры о запрете работорговли. В 1848 году такое соглашение подписал эмир Маската, а в 1849 году к нему присоединились вожди племен, живших на побережье Персидского залива. В 1872 году правительство Великобритании решило, что созрел для отмены работорговли и правитель Занзибара Баргаш. С соответсвующими предложениями 12 января 1873 года на остров в сопровождении небольшой эскадры прибыл английский представитель Бартл Фрере. Хотя предложение о запрете работорговли было передано в форме, от которой нельзя было отказаться, Баргаш его отверг.

Правитель Занзибара ссылался на то, что и от урагана пострадал, и аллах не велит освобождать рабов, и овес (или кокос) нынче дорог. Однако Фрере остался непреклонен, а для убедительности ввел блокаду острова. Последняя мера подействовала, и 5 июня 1873 года работорговля на Занзибаре была запрещена, а все невольничьи рынки острова закрылись.

Однако и после подписания этих соглашений контроль за их выполнением носил довольно символический характер. По данным Либовица, из Занзибара в район Персидского залива с 1867 по 1869 год было вывезено 39645 рабов, в то время как английские корабли в Индийском океане за это же время освободили лишь 2645 человек. Однако сохранившиеся в этом регионе центры работорговли уже не могли сравниться по масштабам сделок с невольничьими рынками, вовлеченными в Трансатлантическую работорговлю.

Работорговцы, в конце концов, войну с законом проиграли. Насколько эффективной была эта борьба, сказать трудно. Считается, например, что с 1800 по 1870 год были обращены в рабство 2 миллиона африканцев, из которых 200 тысяч были освобождены моряками разных государств, из них 160 тысяч — англичанами. По официальным данным, с 1808 по 1860 год кораблями британской Западно-Африканской эскадры были захвачены около 1600 судов и освобождены около 150 тысяч африканцев. Победы потребовали определенных жертв. С 1830 по 1865 год Западно-Африканская эскадра потеряла 1587 человек, погибших в боях, от болезней и происшествий. Получается, что в результате борьбы работорговцами на море был освобожден только каждый десятый невольник. Однако за освобожденными стояло некоторое количество африканцев, которых не смогли отправить на Кубу или в Бразилию, и миллионы рабов, ставшие свободными в Северной и Южной Америке.

В Генеральном акте Берлинской конференции от 26 февраля 1885 года как о само собой разумеющемся говорилось о подавлении «рабства, и особенно работорговли». Так же естественно представленные в Берлине державы договорились о судьбе африканских народов, ни в малейшей мере не считаясь с мнениями африканцев, которые в большинстве просто не подозревали, где вершатся судьбы континента.

Берлинская конференция полностью изменила подход к африканским делам. Европейские державы нуждались уже не в африканцах для уборки урожая в Латинской Америке, а в туземцах на африканских полях. Для получения африканских товаров было недостаточно определить места погрузки рабов на побережье, как это было во времена работорговли. Государственным мужам следовало договориться о разделе самих земельных угодий в Африке. В считанные годы «черный континент» был разделен между сторонниками свободного рынка. Старые работорговцы, по инерции продолжавшие проникать вглубь Африки, были изгнаны и наказаны.

Чтобы как-то заменить утраченную бесплатную «рабсилу», в Великобритании с 1839 года начали применять наем на кабальных условиях батраков-«кули» из Индии и Китая. Вскоре в разных концах земного шара появились тысячи «кули». Они работали грузчиками в портах, добывали гуано на островах Чинча, убирали сахарный тростник на Кубе. В отличие от рабов, они могли уйти от нанявших их хозяев, но тогда им грозило возвращение в родные голодные места. В бельгийском Независимом Государстве Конго проблема поиска рабочих рук для производства каучука и строительства железных дорог решалась путем мобилизации африканцев.

Тем временем, борьба с рабовладением распространилась на Азию. Серьезный удар по рабовладению на Ближнем Востоке был нанесен реформами в Турции. Менее заметно прошло упразднение рабства в Корее в 1894 году и в Китае — в 1910 году. 1921 год принес освобождение непальским рабам. C 1928 года ушло в прошлое многовековое иранское рабство. В 1923 году эфиопский негус после тысячелетних раздумий запретил работорговлю. В 1935 году к «борьбе с рабовладением» срочно подключился Муссолини, усилиями которого у Абиссинии не осталось не только рабов, но и независимости (самостоятельно правитель Эфиопии запретил рабство в 1942 году). В вопросах законодательного запрещения рабства человечество достигло огромных успехов. Не отставали и дипломаты. В сентябре 1926 года в Женеве была подписана Конвенция о рабстве, запретившая все виды рабовладения. Всеобщая декларация прав человека 1947 года в очередной раз подтвердила: «Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах».

Работорговлю удалось серьезно сократить, однако запрещенный международными и национальными законами промысел продолжается до сих пор. По-прежнему пытаются возить рабов через Красное море в Саудовскую Аравию. В огромных масштабах продают в неволю своих детей голодные африканские семьи. Менее заметно, но не менее болезненно пытались возродить невольничество на Северном Кавказе. Обманом превращают в фактических рабынь малообеспеченных искательниц легких заработков в публичных домах. Полурабским остается положение нелегальных иностранных рабочих, чьи права можно было бы назвать птичьими, но у воробьев пока никто не интересовался регистрацией.

И все-таки никто не пытается вернуть времена Изауры и дяди Тома. Что делать невольникам в современном мире? Вместо хлопкоуборочного комбайна по полю они не побегут. За сотню-другую долларов в месяц всегда найдутся желающие вполне добровольно батрачить на современного фермера или владельца швейной мастерской. От явного рабства уже ничего, кроме позора, не получишь. И покупать рабов никто не станет.

Труды английских моряков не пропали даром. Поэтому сегодня Великобритания с законной гордостью празднует 200-летие отмены работорговли. Все, что предшествовало последним двум векам, выглядит уже как давняя малоприятная история, о которой стараются не вспоминать. Важен результат, а он вполне позитивный. Отдельные авторы рассматривают итоги борьбы с работорговлей как пример успешного внешнего вмешательства в неправедные внутренние дела некоторых государств и призывают по мере необходимости прибегать к «гуманитарным интервенциям». Сторонники такого вмешательства вполне уверены, что они будут просто созерцателями торжества общечеловеческих ценностей. Они забывают, что борьба с работорговлей не выглядела, как цепь триумфов. Случалось, что освобождение требовало больших усилий и терпения со стороны освобождаемых. Да и после обретения желанной свободы нужна большая осторожность, чтобы не попасть под слегка модернизированное ярмо.

 

Ссылки

 

Материалы о борьбе с работорговлей на сайте Уильяма Лоуни

Материалы по истории британского флота и Западно-Африканской эскадры.

Законодательные акты Великобритании по ограничению и отмене рабства. Доступны не все.

Акт об отмене работорговли в Великобритании от 25 марта 1807 года.

Акт об отмене рабства в Великобритании от 28 августа 1833 года.

Англо-португальские соглашения о запрете работорговли.

Список кораблей и капитанов британской Западно-Африканской эскадры.

Отчет британских комиссаров в Сьерра Леоне о борьбе с работорговлей за 1839 год.

Отчет британских комиссаров в Сьерра Леоне о борьбе с работорговлей за 1840 год.

Отчет британских комиссаров в Сьерра Леоне о борьбе с работорговлей за 1841 год.

Отчет британских комиссаров в Сьерра Леоне о борьбе с работорговлей за 1842 год.

Отчет британских комиссаров в Сьерра Леоне о борьбе с работорговлей за 1843 год.

Отчет британских комиссаров в Сьерра Леоне о борьбе с работорговлей за 1844 год.

Отчет британских комиссаров в Сьерра Леоне о борьбе с работорговлей за 1845 год.

Отчет британских комиссаров в Сьерра Леоне о борьбе с работорговлей за 1846 год.

Отчет британских комиссаров в Сьерра Леоне о борьбе с работорговлей за 1847 год.

Отчет британских комиссаров в Сьерра Леоне о борьбе с работорговлей за 1848 год.

Отчет британских комиссаров о захвате бразильской бригантины «Фирме».

Отчет британских комиссаров о захвате испанского брига «Элиза Дэвидсон».

Справка об уничтожении лагеря работорговцев в устье реки Галлинас.

Доклады коммодора Джонса лейтенант-губернатору Сьерра-Леоне.

Список 280 судов работорговцев, захваченных британской эскадрой в 1838-1846 годах.

История занзибарской работорговли и миссия Фрере.

Записи из судового журнала британского корабля «Вандерер» в 1839-1840 годов.

 

Статьи о борьбе с работорговлей из «Википедии» на английском языке

 

Статья об африканской работорговле.

Статья об атлантической работорговле.

Статья о запрете работорговли в Великобритании в 1807 году.

Статья о блокаде африканского побережья.

Статья о Западно-Африканской эскадре.

Статья о Комитете за отмену работорговли.

Статья о Томасе Кларксоне.

Статья о законе США о беглых рабах 1850 года.

Статья об Уильяме Уилберфорсе.

 

Прочие публикации о борьбе с работорговлей на английском языке

 

Описи документов по отмене рабства из Ливерпульского морского музея.

Роберт Фогель и Стенли Энгерман. Об эффективности рабовладения. С хронологией

Проект изучения Трансатлантической работорговли в Чарлстонском колледже.

Интернет-ресурсы по Трансатлантической работорговле из Чарлстонского колледжа.

Африка и рабство с 1801 по 1860 год.

Материалы дела «Амистада» с сайта университета Миссури-Канзас.

Тим Армстронг. Страхование и потери при работорговле. Формат — *.PDF.

Кальвин Лейн. Американская африканская эскадра в 1820-1862 годах.

Материалы профессора О’Брайена по Новой истории, включая Африку.

Берри Гаррисон. Рабство и аболиционизм глазами раба из Джорджии.

Джон Коффи. О роли христианского сознания в отмене рабства.

О роли британской Западно-Африканской эскадры в подавлении работорговли.

Биография и библиография Томаса Кларксона.

Сайт Бричана Кэйри об отмене рабства.

Биографии крупнейших британских аболиционистов.

Биография и библиография Уильяма Уилберфорса.

Сайт фильма об Уилберфорсе «Изумительное благоволение» («Amazing Grace»).

Джейн Вебстер. Материальная культура «Среднего маршрута» работорговли.

Американский сервер антирабовладельческой литературы.

Проповедь Уильяма Миллера об отмене работорговли. Нью Йорк, 1810 год.

Речь Джорджа Лоренса об отмене работорговли. Нью Йорк, 1813 год.

Речь Питера Уильямса об отмене работорговли. Нью Йорк, 1813 год.

Даниель Де Леон. Конференция в Берлине и Западно-Африканский вопрос.

Р.Хилдрет. «Гибель» Ямайки. О разрушении рабовладельческого хозяйства.

Карл Маркс. Герцогиня Сазерлендская и рабство. Статья 1853 года.

Бич рабства. О мусульманской работорговле с позиции христианина.

Обзор документов из архивов США о рабстве и работорговле.

Курс Уоллеса Миллза по истории Африки XIX века.

Материалы о переселении бывших рабов в Либерию.

Материалы о жителях графства Суффолк, торговавших с Вест-Индией. Формат — *.PDF.

Краткая библиография по истории работорговли из морского музея в Ньюпорте.

И.Бредлинджер о борце с работорговлей Энтони Бенезете.

Томас Кларксон. История отмены африканской работорговли. 1808 год. 2 тома.

Терри Фьен. Конец рабовладения: незавершенный бизнес. Учебное пособие. Формат — *.PDF.

Сайт по истории Занзибара.

Закон США о беглых рабах 1850 года.

Рецензия на книгу Джеймса Мак-Миллина «Последние жертвы работорговли…».

Джеймс Холл. Запрет работорговли на реке Галлинас.

Герой Западно-Африканской эскадры Генри Лик.

Эдвард Альперс. Диаспора и особенности «мозамбикцев» на острове Маврикий.

Дж. Тейлор Вуд. Захват работорговца. Рассказ из «Atlantic Monthly», 1900, 451-463.

Билль о запрете работорговли в США.

Портал, посвященный борьбе Уилберфорса с работорговлей.

Материалы по истории рабовладения из архивов Ольстера. Формат — *.PDF.

Найджел Садлер. Судьба затонувшего судна работорговцев. Формат — *.PDF.

Библиография по афро-американской археологии.

Педро Лэйнс. Очерк истории Португальской африканской империи в 1822-1975 гг. Формат — *.PDF.

Дженнифер Мартинес. Антирабовладельческие суды и права человека. Формат — *.PDF.

Материалы по истории основого маршрута работорговцев — «Среднего».

Хронология рабовладения с 1619 года. Много ссылок.

Маркус Винк. Старейший вид торговли. О голландской работорговле XVII века.

Луис Фелипе Аленкастро. Бразилия в Южной Атлантике.

История брига «Pelorus», боровшегося с работорговлей.

 

Публикации по истории рабовладения на французском языке

 

Библиография по истории рабства из центра LAMECA на Гваделупе.

Доклад премьер-министру Франции о мероприятиях в память об отмене рабства. *.PDF.

Рабство в племени бауле на территории Кот д’Ивуар. Формат — *.PDF

История рабства на Мартинике.

ЮНЕСКО о борьбе против рабства.

Cборник по истории рабовладения и отмене работорговли. Формат — *.PDF.

Ф.Револь. Путешествия в Африку на сайте Национальной библиотеки Франции.

 

Публикации по истории рабовладения на португальском языке

 

Статья о рабстве в Бразилии из «Википедии».

Об отмене рабства в Бразилии и других странах.

Бразильская библиография по истории Африки, включая работорговлю.

А.Ф.Альвес. Рабство в Бразилии в 1810-1837 годах. Формат — *.PDF.

О борьбе с работорговлей в бразильской провинции Парана. Формат — *.PDF.

Ж.Курто. Демография Луанды и работорговля. Формат — *.PDF.

Ж.Курто. Сопротивление рабовладению в Африке. Формат — *.PDF.

Документы из архива Республики Зеленого Мыса (Кабо Верде).

История островов Зеленого мыса (Кабо Верде) с 1444 по 1995 год.

Очерк истории работорговли с мозамбикского сайта. Формат — *.DOC.

 

Публикации по истории рабовладения на испанском языке

 

Сайт по истории рабовладения в Испании.

Рабство: завоеванная Америка и порабощенная Африка.

Луис Ириарте. Краткая история отмены рабства в Пуэрто-Рико.

Закон об отмене рабства на Кубе от 13 февраля 1880 года.

Документы по истории Пуэрто-Рико.

Законы о рабовладении XVII-XIX веков.

Отрывок из книги Гильермо Баральта по истории Пуэрто-Рико в 1800-1880 гг.

Противостояние между испанцами в вопросе об отмене рабства.

 

Публикации по истории рабовладения на русском языке

 

Африка. Второй этап работорговли (1640-1807).

Джон Ридер. Рабство вчера и сегодня.

Семен Кваша. Нам не победить рабство.

Кирилл Новиков. Рабская зависимость. Из еженедельника «Коммерсантъ-Деньги».

Н.А.Ионина. На острове Горе. О крепости работорговцев.

 

Иллюстрации

 

Карта освоения основных маршрутов трансатлантической работорговли

 

Схема размещения рабов на невольничьем судне «Брукс»

 

Портрет Уильяма Уилберфорса

 

Портрет Томаса Кларксона

 

Противник работорговли американский «черный» священник Питер Уильямс

 

Шхуна «Амистад» в 1839 году

 

Английский бриг «Эйкорн» преследует судно «Габриель» в 1841 году

 

Британский корабль «Black Joke» преследует бриг «El Almirante»
Корабль «Black Joke» («Henriquetta») одно время был невольничьим

 

Решение англо-португальской комиссии по делу судна «Магдалена»

 

Хижины для содержания рабов перед отправкой за океан

 

Американский бриг «Перри» и невольничье судно «Марта» (справа)

 

Английский бриг «Араб» преследует работорговца в 1856 году

 

Занзибарский султан Баргаш бин Саид, рабовладелец и сын рабыни

 

Фотография рабов, освобожденных британскими моряками в 1869 году

 

Казначейский билет для компенсации убытков рабовладельцев в Пуэрто Рико

 

 

Либерея «Нового Геродота»

 

Либерея "Нового Геродота" © 2024 Все права защищены

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.