На заре истории. Галерея наскального искусства
Исследования древнекаменного века, словно театр, полны неожиданностей!»
Ж. Лаллан (французский археолог)
Обнаруженные в глубинах пещер наскальные рисунки выявили сложную систему храмовых святилищ, структура которых отражает комплекс идей и представлений людей древнекаменного века о природе. Пристрастие к искусству, как выяснилось, было присуще уже обезьянолюдям. Накапливаются и самые, быть может, поразительные факты: первобытные предки, оказывается, с пристальным вниманием следили за «жизнью» неба и его загадочными «обитателями» — ослепительно жарким диском Солнца, мириадами сияющих в темной ночи многоцветных звезд и за яркой, но холодной, с причудливо переменным ликом, Луной…
Пещера Альтамира
Испания, провинция Сантадер. Альтамира получила свое название от соседнего луга. Открыта в 1875 году Марселино де Саутуолой.
Первая/главная галерея Альтамиры тянется на юго-восток; длина — около 40 м, ширина — 9-13 м; высота — от 2 м в начале и до 30 см в конце. Вторая галерея уходит на юго-запад; от нее ответвляется третья, с арочным сводом высотой 10 метров, водопадом в северной части и колодцем глубиной 4 м. От третьей галереи отходят еще две — четвертая с потолком около 6 метров, и пятая с низким и узким входом. Ширина камеры пятой галереи всего 1,3 метра, а высота чуть более 1,5 м.
На своде пещерной камеры Альтамиры — неровном, с многочисленными, причудливыми выпуклостями и впадинами — изображено целое стадо крупных, близко расположенных друг к другу бизонов. Они нарисованы сочными красками — красной, черной, желтой, малиновой, наложенной где-то плотно и однотонно, а где-то с полутонами и переходами от одного цвета к другому.
Всего на своде изображено 23 фигуры, если не принимать во внимание те, от которых сохранились лишь контуры. Изобразить все это на столь значительной площади, да еще с учетом сложностей рельефа потолка было нелегко. Следовало к тому же учитывать, что свет сюда едва ли проникал, и, значит, древние художники как-то умудрились решить проблему освещения этого пещерного музея, где картины «развешивались» в столь непривычном и малоподходящем для нормальной художественной галереи месте — на потолке. Но как? Какими средствами? Ни единого мазка копоти от факела на «каменном холсте» обнаружить не удалось. |
|
Рисунок быка из пятой галереи Альтамиры. Рисунок сделан черной краской по контуру, тело осталось не закрашенным. |
Бизон из Альтамиры.
В подземелье Альтамиры работал художник очень опытный, с обостренным чутьем к прекрасному. Рисунки делались им «без малейших колебаний, уверенной рукой; каждая линия проводилась сразу, со всей четкостью». Ему при этом приходилось, очевидно, принимать разные позы из-за сложностей рельефа и разной высоты потолка над полом. Тонкий расчет мастера подтверждался хотя бы размерами изображений — высота некоторых из них превышала метр, а длина иногда превосходила 2 метра. Значит, чтобы увидеть все эти рисунки художнику, а также посетителям пещерной галереи следовало занять в скудно освещенном помещении подходящее место и смотреть на них, учитывая масштаб фигур, под строго определенным углом зрения. |
|
Загадочные рисунки из второй пещерной камеры Альтамиры (слева и внизу). Обнаружены в 1875 году. Четыре пальцевидных по очертаниям рисунка сделаны в глубине камеры. На поверхности стен — длинные, слегка извивающиеся линии, рассеченные вертикально направленными черточками. Эти непонятные знаки выписаны черной и красной красками. |
Пещера Ласко
Лошадь |
Пещера Нио
Южная Франция, 70 км южнее Тулузы, около деревни Нио. Исследована в 1864 году Хуаном Виланова и Пьера. Галерея — изображения бизонов, лошадей, горных козлов и оленя — расположена в 800 м от входа.
Среди изображений рисованных животных больше всего бизонов, некоторые из них показаны ранеными, стрелами черного и красного цвета, с наконечниками и оперением.
Лошадь |
|
Олень |
|
Козел |
|
Бизон |
|
Бизон |
|
Бизон (и буйвол?) |
Пещера Фон-де-Гом
Находится на юге Франции, округ Лезэйзи, в долине Фон-де-Гом. Открыта Дени Перойни в 1901 году. Изображения некоторых животных сделаны в полную величину. На стенах и сводах небольших залов пещеры Фон-де-Гом нанесено по меньшей мере около 80 рисунков, среди которых две бесспорные фигуры мамонтов.
Бизон на белом фоне
Бизоны, в том числе с характерными горбами (как в Альтамире), составляют большую часть изображений пещер Фон-де-Гом. |
|
Олень
Изображения оленей являются особенно важными для подтверждения древности настенного искусства Фон-де-Гом. |
|
Волк |
При раскопках в галереях Фон-де-Гом были найдены куски красной охры и своего рода «карандашей» из марганцевой руды. Судя по всему, это были те самые красители, которые использовались первобытными художниками в живописных работах. Подобные красящие материалы встречаются почти повсюду, где распространены глинистые почвы, в частности, в долинах недалеко от Фон-де-Гом. В округе есть богатые полости желтой, красной, а иногда черной глины, а так же обломки железной и марганцевой руды.