Грамматика доисторических знаков


Ж. Абелане

Грамматика доисторических знаков

Из книги «Безмолвные знаки». Ашет, 1986 г.

 

Если рассматривать пещеру как единое целое — со входом (не обязательно в том виде, в каком он сохранился до наших дней), центральной частью, вспомогательными коридорами и тыльной стеной, то по результатам статистического анализа нетрудно заметить, что наскальные пещерные рисунки распределяются в строгом топографическом порядке: в самых выгодных, с точки зрения расположения, местах (на широких центральных стенах или сводах залов) почти всегда изображались лошади и полорогие (бизоны или зубры — и те и другие примерно поровну); пары: лошадь с бизоном или зубром (наиболее часто встречающиеся в наскальных рисунках) могут многократно повторяться на одной стене зала или галереи; олени и горные козлы (их кости образуют целые завалы — наглядное доказательство тому, что эти животные были основным объектом охоты и основной же пищей первобытных людей); носороги, мамонты, медведи и дикие кошки встречаются нечасто — преимущественно на стенах небольших полостей пещер либо в качестве дополнения к главным животным; человеческие фигурки, мужские и женские, тоже изображались редко. Статистический анализ показывает и то, что таинственные знаки, которые когда-то принимали за рисунки капканов, хижин, наконечники копий, имеют чисто символическое значение и подразделяются на две группы: продолговатые знаки, или мужские (черточки, палочки, точечные линии, зубчатые знаки и т.п.), и форменные знаки, или женские (рисунки вульв, овалы, треугольники, клиновидные и т.п.). Мужские символы изображались по отдельности — при этом они занимали второстепенное положение (в начале и конце коридором, при подходах к фронтальным степам) — или опять-таки в дополнение к главным рисункам. Что же до женских знаков, то они практически всегда были непосредственно связаны с главными рисунками.

По изучении общих правил размещения и распределения наскальных рисунков в большинстве расписных пещер невольно задумываешься, что если все это — часть утраченной навеки доисторической религиозной «идеологии» или мифологии, от которой до нас дошли всего лишь отдельные безмолвные элементы. Быть может, каждая такая пещера-святилище, глубокая и таинственная, олицетворяла оплодотворенное чрево Матери — Земли, давшей жизнь всему сущему? Может, пара бизон-лошадь есть символ фундаментального дуализма — совокупность мужского и женского начал, мифологическое толкование рождения мира? Что ж, вполне возможно — однако, увы, недоказуемо. И хотя наше неудовлетворенное любопытство ограничивается не более чем предположениями о мире сознания людей каменного века, о богатстве которого нам остается только догадываться, мы, тем не менее, можем утверждать определенно, что доисторический человек обладал высокой духовностью, воспроизводя свое понимание мира в символических образах. Именно так древние художники разработали своего рода «символическое» письмо.

При всем том стремление взять от реального предмета и сохранить в образе главный его элемент или попытка наделить смыслом элементарный знак, отличный от чего бы то ни было реального, свидетельствуют о крупнейшем интеллектуальном достижении человека, приведшем его в конце концов к созданию письменности.

Либерея "Нового Геродота" © 2017 Все права защищены

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.