Знаки и символы


Жорж Жан

Знаки и символы

 

Письменность — это знаки, образующие определенный графический код

Общеизвестно, что наскальная живопись мало-помалу — а в иных местах довольно скоро — сошла на нет между 9000 и 8000 годами до нашей эры. В Европе на смену холодам, вынуждавшим людей искать убежища в гротах и пещерах, пришел более теплый и влажный климат, благоприятствовавший собирательству и скотоводству. К этому периоду относятся несколько украшенных орнаментом костей и, главным образом, галек, — их обнаружили в 1889 год в Мадазильской пещере, в Пиренеях. Это были плоские гальки, большей частью овальной формы, расписанные с обеих сторон черточками и точками, нанесенными красной и коричневой охрой. Число точек и черточек чаще всего соответствовало цифрам 21 или 29, так что, скорее всего, это были «знаки» лунных фаз.

В том же месте были найдены и гальки, расписанные более сложными рисунками — вертикальными палочками, пересеченными одной или несколькими черточками и короткими линиями, что в некоторых случаях очень напоминало буквы греческого алфавита.

Исследователи письменности склонны считать, что эти знаки есть не что иное, как образчики так называемой «зачаточной» письменности.

С другой стороны, есть основания полагать, что это символы собственности или элементы исчисления, не исключено, что и знаки вышеупомянутой мифологической диалектики, объединяющей мужское начало (черточки) и женское (кружки).

Как бы то ни было, учитывая, что ни одна из приведенных гипотез не получила более или менее убедительного подтверждения, позволяющего восстановить истинный смысл графического кода, по выражению историка Жана Абелане, эти рисунки следует отнести к категории «безмолвных знаков».

 

Слева:

Трудно предположить, что означают геометрические символы на этом жезле: простые декоративные элементы или знаки отличия обладателя жезла, может быть, это символы магической силы самого жезла. Вполне можно предположить, что «черточки» передают «мужественность» вождя.

 

 

Справа:

Галька, расписанная в 9 тыс. до н.э. Обнаружена в Армьеже, в местечке Мас-д`Азиль

 

Разнообразные фигурки Долины Чудес действительно напоминают безмолвные знаки.

О Долине Чудес впервые упоминается в хрониках 1650 года, однако обнаруженные в этих негостеприимных горах наскальные рисунки были описаны лишь в XIX веке и позднее благодаря усилиям итальянского ученого Карло Конти.

Между тем рисунки, рельефные фигурки — насечки, царапины Долины Чудес — «говорят» не словами или фразами. Скорее всего, они — символы некоей примитивной религии, связанной с горами либо водами, в изобилии представленными в этой труднодоступной долине.

Жан Абелане с присущим ему тщанием описал эти рисунки в своей книге «Безмолвные знаки». Ко всему прочему он высказал в ней предположение, что вкупе они представляют собой символы почтения, вознесенного богу-громовержцу первобытными людьми, посещавшими эти горы в бронзовом веке.

Вполне реалистические изображения животных, оружия, женщин и мужчин выглядят, тем не менее, на редкость стилизованно, чередуясь с многочисленными линейными вариациями и контурными набросками. Геометрические фигуры: крути, овалы, прямоугольники и квадраты, пустые или усеянные изнутри линиями и точками, либо даже поделенные на многочисленные ячейки, — и вовсе повергли исследователей в недоумение. Впрочем, кое-кто, ссылаясь на рисунки долины Фонтальба, — те представляли собой «точечные» изображения близлежащих, связанных извилистыми линиями берегов, — разглядел во всем этом отображения возделанных участков земли с сетью дорог — иными словами, прообразы топографических карт.

 

Слева: В наскальных надписях, обнаруженных в Долине Чудес, на горе Бего (Приморские Альпы), угадываются «сетчатые» мотивы, связанные с женской фигурой и орнаментом оружия.

 

 

 

Справа: Другой «сетчатый» мотив, высеченный на так называемой Скале вождя, напоминает участок земли, который охраняет воин!

 

По некоторым предположениям, в Долине Чудес 100 тысяч рисунков

«Даже непосвященному ясно, — писал Жан Абелане, — что только религиозные мотивы могли побудить первобытного человека забраться в эдакую глушь, на эдакую высотищу и расписать рисунками едва ли не каждый камень в округе». Наскальные изображения и рисунки Долины Чудес, в том числе фигуры, вряд ли можно назвать «настоящими» знаками — в том смысле, какой мы вкладываем в это понятие, тем более что людей, их создавших и толковавших, давно уже нет в живых, и они, понятно, не могут объяснить истинный смысл этих изображений!

Вместе с тем фигуры Долины Чудес напоминают своеобразные, отличные друг от друга документы. Поскольку фигуры эти повторяются, можно предположить, что для людей, которые ими пользовались — как для авторов рисунков, так и равно для читателей — они означали одно и то же.

Но у нас нет кодов к этим рисункам-посланиям, и мы не можем воссоздать их истинный смысл, а посему они, так и остаются для нас тайной тайн.

Существенно и другое обстоятельство: хотя число фигур, реалистичных и абстрактных, человекообразных и геометрических, довольно велико, особым разнообразием они при всем том не отличаются.

 

Слева: Это изображение из Долины Чудес таит в себе непостижимую тайну.

 

 

 

Справа: Как и отпечатки рук, обнаруженные в североамериканской пещере.

 

Знаки в доисторической наскальной живописи

 

Покрывающие громадный свод пещеры в Кастелло, близ Сантандера, были обнаружены в 1903 году. Позднее их скопировал, все до единого, настоятель Брейского монастыря. На фотографии представлена сложная комбинация символических знаков в четырехугольных ячейках: некоторые историки ошибочно трактуют их как землемерные метки, систему ловушек или вехи. Хотя, вероятнее всего, это — знаки женского и мужского рода, образующие неизменную основу доисторического «синтаксиса».

 

Точки и палочки

Подобные семейства знаков встречаются и во многих других местах:

 

Слева: Точечные изображения на своде пещеры Пеш-Мерль, в департаменте Ло, обнаруженные в 1922 году.

 

 

 

Справа: Знаковая пара, состоящая из мужского знака (палочка с разветвленным верхним концом) и женского (колоколообразный, полный знак, обозначающий, несомненно, вульву).

Либерея "Нового Геродота" © 2017 Все права защищены

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.