Немировский Е.Л. «Когда умер и где похоронен первопечатник Иван Федоров»


Е. Л. Немировский

Когда умер и где похоронен первопечатник Иван Федоров

«Вопросы истории», 1964, No 6, стр. 213-215.

 

Документальные материалы, которые можно положить в основу научной биографии Ивана Федорова, малочисленны. Возможно, именно поэтому в посвященной ему литературе немало противоречий. Противоречивы, в частности, сведения о дате кончины первопечатника. Одни авторы утверждали, что он умер 5 (15) декабря 1583 г.1, другие считали датой его смерти 6 (16) декабря2. В прошлом столетии мнение большинства склонялось в пользу первой версии: 300-летие со дня кончины первопечатника отмечалось 5 декабря 1883 г., 75 лет спустя, в 1958 г., юбилейную дату отмечали 16 (6) декабря.

Источником сведений о времени смерти первопечатника служит надпись на надгробной плите Ивана Федорова в церкви св. Онуфрия (Онуфриевский монастырь) в г. Львове. Первое упоминание об этой плите содержится в письме польского археолога 3. Я. Доленга-Ходаковского к членам так называемого «Румянцевского кружка». Один из них, археограф П. И. Кеппен, в январе 1822 г. посетил Львов. Он зарисовал плиту и, вернувшись в Россию, описал ее и опубликовал текст надписи на камне. Вскоре был воспроизведен и рисунок3. На нем изображен вытянутый по вертикали прямоугольник, в центре которого угадывается изображение типографского знака Ивана Федорова. Над знаком и под ним — трехстрочные надписи. Сверху: «оупокоенiя воскресенiя из мертвых чаю». Снизу: «друкарь книгь пред тымь невиданныхь». По краям камня идет надпись из четырех строк — двух вертикальных и двух горизонтальных. Верхнюю строку ученый прочитать не смог, и поэтому на рисунке ее нет. Остальные строки он прочитал следующим образом: «…iч друкарь Москвитинъ которыi своимь тщанiемь друковане злиедбалое (правильно: занедбалое. — Е. Н.) ωбновиль преставися в Лвове року АФПГ (то есть 1583 г.- Е. Н.) декевр…».

Как видим, дата кончины тут отсутствует. Впервые она была предложена западно-украинским историком Д. И. Зубрицким4, который хотя и не приводит полного текста надписи, однако, ссылаясь на него, указывает дату 5 декабря 1583 года. Ту же дату называет и В. Компаневич5.

Следующее упоминание о надгробной плите относится к 1860 г. и принадлежит Я. Ф. Годовацкому, впервые указавшему точное местонахождение камня: «Он лежит по правой стороне от входа в церковь св. Онуфрия под лавками на нем стоящими, вставленными в каменный пол. Состоит из четыреутольной плиты песчанника полтретья аршина долгой, a 1 1/5 аршина широкой, на которой з лицевой стороны во двох паралельных обводках выкована врезная круговая надпись. Сторона от Запада совсем истерта, что иеможно отчитати ничего»6. Установить точную дату кончины первопечатника Я. Ф. Головацкий не смог.

Ознакомившийся с надписью на надгробной плите М. П. Погодин (который в октябре 1835 г. побывал во Львове и посетил церковь св. Онуфрия) назвал датой смерти первопечатника 5 декабря 1583 года7. М. П. Погодин обратил внимание на то, что плита близка к разрушению, и попросил прокуратора монастыря В. Компаневича замуровать камень в стену церкви для лучшей сохранности. 12 октября 1837 г. в письме к В. Компаневичу он еще раз напомнил об этой просьбе8, которая, к сожалению, так и не была выполнена.

Следующее свидетельство исходит от А. С. Уварова, посетившего Львов. Уваров срисовал надпись и заказал гипсовый слепок с плиты. Слова по ее краям он прочел следующим образом: «Iоанъ Θеодоровичь друкарь Москвитинъ которьи своимъ тщаниемь друкованiе занедбалое ωбновилъ преставися въ Лвове року. А. Ф. П. Г. декемвр S» (то есть 6 декабря 1583 г.- Е. Я). Итак, появляется новая дата.

Последним, кто осматривал плиту и оставил запись о ней, был западноукраинский историк и библиограф А. С. Петрушевич. Он побывал в монастыре в августе 1883 г., но даты на камне прочитать не смог9.

Несколько месяцев спустя надгробная плита исчезла, причем при весьма загадочных обстоятельствах. 1 декабря 1883 г. О, С. Мончаловский обвинил на страницах львовской газеты «Слово» игумена монастыря Климента Сарницкого в ее преднамеренном уничтожении10. Оправдываясь, Сарницкий 9 декабря в присутствии свидетелей составил протокол о том, что камень рассыпался, когда его приподняли, ремонтируя пол церкви. В дальнейшем, однако, находились свидетели, видевшие камень. Да и Сарницкий впоследствии изменил показания и утверждал, что плита, уменьшенная наполовину, была вделана в стену церкви и при очередной ее перестройке замурована.

Позднее не раз предпринимались попытки отыскать плиту, но они кончались безрезультатно11.

Вернемся, однако, к самой надписи. В 1817 г. М. Гриневецкий сделал рисунок плиты по просьбе польского ученого И. Лелевеля. Рисунок впоследствии попал к коллекционеру А. Лессерову и был опубликован А. Плугом в 1884 году12. М. Гриневецкий также не смог прочитать надписи в верхней части плиты, поэтому и на его рисунке дата смерти первопечатника отсутствует. Но мы находим ее в записи М. Гриневецкого, относящейся к тому же 1817 г. и сохранившейся на полях рукописной хроники монастыря. Вот ее текст: «…ичъ Друкарь Москвитинъ который своим тщанiемъ друкованiе занедбалое ωбновилъ. Преставися въ Лвове року афпг декемр. Е»13.

Самая ранняя транскрипция надписи, таким образом, указывает нам дату 5 декабря 1583 года. Чтобы быть уверенным в справедливости этого утверждения, следовало бы поискать более ранние свидетельства, относящиеся к тому времени, когда надпись в верхней части плиты еще не была стерта. И такие свидетельства есть.

Рукописная хроника монастыря, составленная в 1771 г. Гавриилом Попелем, содержит на третьем листе под 1583 г. следующую запись на польском языке: «5 декабря погребен при церкви св. Онуфрия Львовского какой-то друкарь, названный Москвитином, о чем свидетельствует его каменное надгробие…»14. Большой интерес представляет и другое, недавно обнаруженное нами свидетельство. Речь идет о надписи, сделанной южнорусской скорописью XVIII в. на экземпляре первой украинской печатной книги, «Апостола» 1574 г., принадлежавшей Онуфриевскому монастырю. Неизвестный читатель книги сравнивает типографский знак Ивана Федорова на последней странице «Апостола» с изображением того же знака на надгробной плите. Попутно он называет интересующую нас дату. Вот эта надпись: «Сия книга Апостол есть монастрира Лвовскаго преподобнаго отца Онуфрия пустынножителя иде же и друкарь ея есть погребеннии року божия афпг (1583 г. — Е. Н.) дня Е декембр 5 tego Decembra яко же свидитальствуется его надгробок во церкви святого Онуфрия знайдующийся пред олтарем пресвятый богородицы. На нем же есть и герб того же друкаря тавовiй (следует рисунок.- Е. Н.), каковый вядидга его герб на концы сея книги (следует рисунок.- Е. Н.). Токмо же на надгробком (так.- Е.Н..) суть литеры ΙΘ, что значит Iоанъ Θедорович. При конци же книги сея есть выписанно имя Iωан…»15. Запись оканчивается словами, свидетельствующими, что автор ее собственными глазами видел надгробную плиту. Каждый, подчеркивает он, кто сомневается, что типограф похоронен в Онуфриевской церкви, может взять «Апостол» 1574 г. в монастырской библиотеке, отнести его в церковь и сравнить изображения «гербов»: «…кийждо сия снести и сравнити может».

Подведем итоги. На двух рисунках плиты, сделанных с натуры, надписи в верхней части нет. И лишь на рисунке со слепка А. С. Уварова она читается совершенно отчетливо. Каким образом смог А. С. Уваров прочитать надпись в 1873 г., если на полвека ранее П. И. Кеппен не сумел этого сделать? Как удалось А. С. Уварову воспроизвести ее в полном виде, если еще в 1860 г. Я. Ф. Головацкий указывал: «Сторона от запада совсем истерта, что неможно отчитати ничего»? По-видимому, уваровский слепок был скорее реконструкцией, нежели оригиналом. Доказательством этому служит и то, что А. С. Уваров частично осовременил и руссифицировал правописание надписи.

Все это дает нам право думать, что на слепке могла быть искажена и дата кончины первопечатника и что вопреки общепринятой в последнее время версии следует считать 5 (15) декабря 1583 г. точной датой. Приведенная нами выше надпись из «Апостола» 1574 г., указывающая на место, где похоронен Иван Федоров: «пред олтарем», — может помочь в дальнейших розысках плиты.

 

Примечания:

 

1. Ф. Булгаков. Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства. СПБ. 1889, стр. 237; С. Ф. Либрович. История книги в России. Птрг.- М. 1914, стр. 91; И. Бас. Иван Федоров. М. 1940, стр. 181; И. Е. Баренбаум, Т. Е. Давыдова. История книги. М. 1960, стр. 38, и др.

2. А.Д. Маневский. Возникновение книгопечатания на Руси. М. 1939, стр. 35; П. Березов. Первопечатник Иван Федоров. М. 1952, стр. 190; Е. Л. Немировский. Документальные материалы львовских архивов о последнем периоде жизни и деятельности Ивана Федорова. «Исторический архив». 1961, No 4, стр. 232, и др.

3. «Вестник Европы», 1822, июль, No 14.

4. D. Zubrzycki.Historyczne badania о drukarniach rusko-slowianskioh w Galicyi. Lwow. 1836.

5. Cerkiew S. Onufrego Pustelnika i monaster XX. Basilijanow na przedmiesciu Krakowskiem we Lwowie «Lwowianin». T. 2. 1837, s. 71-72.

6. Я.Ф. Головацкий. Начало и действование Ставропигийского братства в Львове по отношению историко-литературному. «Зоря Галицкая яко Альбум на год 1860″. Львов. 1860, стр. 472.

7. М.П. Погодин. В дополнение к статье: Иван Федоров, первый московский книгопечатник. «Журнал министерства народного просвещения», 1870, ч. CXLIX, кн. 6, стр. 481.

8. В. Щурат. Довкола намогильного каменя 1 в. Федорова «Записки чина св. Василия Великого». Т. I, вып. 1, Жовква. 1924, стр. 140.

9. А.С. Петрушевич. Иван Федоров — русский первопечатник. Историческо-библиографическое рассуждение. Львов. 1883, стр. 25.

10. Руслав. Трехсотная годовщина кончины Ивана Федорова, первого русского книгопечатника. «Слово» (Львов), 1883, No 132.

11. Ср.: Р.М. Тонкова. О судьбе надгробной плиты Ивана Федорова. Сборник «Иван Федоров — первопечатник». М.-Л. 1935, стр. 157-ВВ·166.

12. A. Plug. Jan Fedorowicz, unwaizany za pierwszego drukarza Lwowskiego. «Klosy».1884, No 979, s. 224.

13. Й. Скр. (Скрутень). Монастирскькi записки про надгробний камiнь I. Федорова. «Записки чина св. Василия Великого». Т. I, вып. 2-3. Жовква. 1925, стр. 379.

14. Там же.

15. Библиотека Академии наук УССР во Львове, ст. 54010, лл. 2-14 ненумерованные, лл. 1-1 об., ср. аналогичную запись на лл. 260-264.

Либерея "Нового Геродота" © 2017 Все права защищены

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.