Шауб И.Ю. «Образ «Владыки зверей» на Боспоре и в Скифии»

Книжная полка Analogopotom

 

Смотрите также библиографию Шауба Игоря Юрьевича

 

Шауб И.Ю.

Образ «Владыки зверей» на Боспоре и в Скифии

«Боспорский феномен». 2007. С. 27-31.

 

На золотой диадеме из кургана Куль-Оба, которая, вероятно, являлась частью женского головного убора — пóлоса, изображен бородатый мужской персонаж с крыльями, ноги которого представляют собой растительные завитки, из которых также выходят протомы гиппокампов (Уильяме, Огден. 1995. С. 142-143. Илл. 85). Судя по иконографической схеме, здесь представлен мужской аналог Владычицы зверей, наиболее распространенным вариантом которой в Северном Причерноморье была змееногая богиня, в чьем образе местное население почитало свое верховное женское божество (Шауб. 1999). Этот двойник змееногой богини, которого можно условно назвать «Владыкой зверей» (Chittenden. 1947. С. 89-144.), скорее всего, мыслился как подчиненное ей божество, возможно, родственное тому персонажу, голову которого держит в руке богиня, представленная на бляшках из того же кургана1. Существует целый ряд изображений, напоминающих «Владыку зверей», представленного на куль-обской диадеме. В Северном Причерноморье это известняковый акротерий III в. до н. э., хранящийся в Эрмитаже и, вероятнее всего, происходящий с территории Боспора (Бессонова. 1983. Рис. 10, 3), а в Греции — бронзовая пластина IV в. до н. э. из Олинфа (Robinson. 1941. Р. 31. Т. 5, 16) и мраморный трон IV в. до н. э. из Афин (Möbius. 1926. S. 51. Tafl. 19). На эрмитажном памятнике «Владыка зверей» изображен обнаженным по пояс; нижняя часть его тела представляет собой композицию из листьев и растительных побегов; на его голове фригийский колпак с розеткой на конце, а по бокам — геральдические львиноголовые грифоны, которых божество держит за рога. На олинфской пластине нижняя часть тела «Владыки зверей» представляет собой листву аканфа, из которой симметрично выходят два львиноголовых грифона, чьи рога божество держит в руках; вместо головного убора у него растительные побеги. «Владыка зверей» на афинском рельефе представлен облаченным в подпоясанное одеяние с короткими рукавами, нижняя часть которого переходит в композицию из листьев аканфа, вместо ног завершающуюся закрученными в спираль растительными побегами, концы которых божество держит в руках; на голове его полос.

В рассмотренных выше изображениях «Владыки зверей» исследователи видят божество плодородия (Иванова. 1951. С. 197), Диониса (Langlotz. 1932. S. 182) или Сабазия (Curtius. 1928. S. 179-202; Toynbee, Perkins. 1950. P. 5; Kraus. 1954. S. 43; Picard. 1961. P. 135; Mobius. 1968. S. 717). Несомненно, черты этих божеств присутствуют в образе «Владыки зверей», хотя, на наш взгляд, вернее было бы в данном случае говорить о прадионисийской (в духе Вяч.И. Иванова) сущности этого образа. В то же время попытка Ю. Б. Устиновой (Ustinova. 2005. Р. 78) интерпретировать изображения такого рода в качестве бородатой андрогинной Афродиты внешне выглядит эффектно, но явно несостоятельна по целому ряду обстоятельств. Женская грудь у персонажа на эрмитажном акротерии, о которой пишет израильская исследовательница, и намек на которую имеется на рисунке в ее работе (Ustinova. 2005. Fig. 6, 5, 4), в оригинале отсутствует; то же относится и к подобной фигуре на пластине из Олинфа. Что касается женской одежды божества в длинном одеянии (без всяких растительных или животных черт!), представленного на базе из Афин (Möbius. 1926; Ustinova. 2005. Fig. 6, 5, 2), а также «прорастающего» персонажа на вышеупомянутом мраморном троне, на котором восседал жрец Диониса в афинском театре этого бога (Kraus. 1954. S. 32; Ustinova. 2005. Рис. 6, 5, 3), то эти факты также не могут служить весомыми аргументами в пользу гипотезы Ю.Б. Устиновой, поскольку диморфность является отличительной чертой образа Диониса (например, Eurip. Bacch. 353)2 и родственного ему Сабазия, а ритуальная травестия — его культа, в то время как мужские черты в образе Афродиты — это эксцесс ее ближневосточного происхождения и рудимент глубочайшей архаики.

О том, что подобные «прорастающие» бородатые персонажи с крыльями еще с архаической эпохи мыслились как божества, подчиненные малоазийской Великой богине, наглядно свидетельствует бронзовый канделябр VI в. до н. э., происходящий из «ориентализированного пограничья Восточной Ионии» (Hornbostel. 1980. Abb. 17). У основания стержня канделябра, который служит постаментом для крылатой богини, в перекрестье подставки из львиных лап в высоком рельефе представлена фигура бородатого божества с крыльями, выходящего из пышной пальметты.

Недавняя находка в кургане Соболева Могила позволяет уверенно утверждать, что в Северном Причерноморье существовали и другие изображения паредров Великой богини в иконографической схеме Владыки зверей, помимо диадемы из Куль-Обы и эрмитажного акротерия. В данном кургане была обнаружена золотая ажурная накладка колчана (Мозолевский, Полин. 2005. Табл. 17, 3), на которой представлен бородатый птицеподобный (крылатый, покрытый перьями, с птичьими лапами вместо ног) персонаж, стоящий на крылатых драконах; а этих монстров он держит в руках абсолютно таким же образом, как делают это божества, представленные на эрмитажном акротерий и пластине из Олинфа. Кто изображен на этом замечательном предмете? Явно не жрец и не шаман (как считают Б. Н. Мозолевский и С. В. Полин) Здесь, несомненно, представлено божество. Однако киевские исследователи совершенно правы, отмечая, что «эта находка приоткрывает совершенно неведомую для нас страницу скифского мифа и показывает, насколько отрывочны и неполны наши знания в этой области» (Мозолевский, Полин. 2005. С. 351).

 

Литература

 

Бессонова С. С. Религиозные представления скифов. Киев, 1983.

Иванова А. П. Местные мотивы в декоративной скульптуре Боспора. // СА. 1951. Вып. 15.

Мозолевский Б. Н., Полин С. В. Курганы скифского Герроса IV в. до н. э. Бабина, Водяна и Соболева Могилы. К., 2005.

Уильямс Д., Огден Д. Греческое золото: ювелирное искусство классической эпохи V-IV века до н. э. СПб., 1995.

Шауб И. Ю. Культ Великой богини у местного населения Северного Причерноморья // Stratum plus. 1999. Вып. 3.

Шауб И. Ю. Причерноморско-италийские этюды. VI. Змееногая богиня в Скифии и Древней Италии // ИС. 2006. Вып. 9.

Chittenden J. The Master of Animals // Hesperia. 1947. Вып. 16.

Curtius L. Sardanapal. // Jdl. 1928. Bd. 43.

Hornbostel W. Aus Gräabern und Heiligtümern. Mainz, 1980. Heft. 23.

Kerényi C. The Gods of the Greeks. L., 1951.

Kraus Th. Bemerkungen zum Sessel des Dionysospriesters im Athener Dionysostheater. // Jdl. 1954. Bd. 69.

Langlotz E. Dionysos // Die Antike. 1932. Heft. 8.

Möbius H. Eine dreiseitige Basis in Athen // AM. 1926.

Möbius H. Die gratulierende Rankenfrau // Festschrift G. von Lücken. Rostock, 1968.

Picard Ch. Sabazios, dieu thraco-phrygien, expansion et aspects nouveaux de son culte // Revue archéologique. 1961. T. 11.

Robinson D. M. Excavations at Olynthos. X. Baltimore, 1941.

Toynbee J. М. С, Perkins J. В. W. Peopled Scrolls. A Hellenistic Motif in Imperial Art // Papers of the British School at Rome. 1950. Vol. 18.

Ustinova Y. Snake-Limbed and Tendril-Limbed Goddesses in the Art and Mythology of the Mediterranean and Black Sea // Scythians and Greeks. Cultural Interactions in Scythia, Athens and the Early Roman Empire (sixth century ВС — first century AD). Ed. David Braund. Exeter, 2005.

 

Примечания

 

1. Перечень аналогичных бляшек с подобными изображениями, найденных в Северном Причерноморье, см. Шауб, 2006.

2. Здесь Дионис назван θ ηλμoρ φoς, см. так же Kerényi 1951 P. 259 ed.

Либерея "Нового Геродота" © 2017 Все права защищены

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.