Очир-Горяева М.А. «Клык кабана с зооморфными изображениями… «

Книжная полка Analogopotom

 

Очир-Горяева М.А.

Клык кабана с зооморфными изображениями из могильника Заханата Калмыцкой АССР

«Советская археология», 1988, № 4. С. 221-223.

 

В археологической коллекции Калмыцкого республиканского музея хранится своеобразный предмет савроматского звериного стиля — клык кабана с зооморфными изображениями (рис. 1, 1, 2). Найден он в 1976 г., при раскопках Сарпинской археологической экспедиции могильника Заханата, расположенного близ с. Ханата Малодербетовского р-на Калмыцкой АССР [1, с. 80, рис. 7, 11, 12]. Клык обнаружен во впускном погребении 22 кургана 5, нарушенном грабительской ямой. Судя по сохранившейся части костяка зрелого мужчины, погребенный лежал вытянуто на спине, головой на восток-юго-восток.


Рис. 1. Клык кабана из погр. 22, кург. 5. 1 — фотография; 2 — прорисовка.

При погребенном найдены короткий двулезвийный меч-акинак, обломок железного ножа, клык с отверстием для подвешивания и небольшой камень. Клык находился с внешней стороны левой бедренной кости. Акинак с почковидным перекрестием и прямым брусковидным навершием лежал между ног погребенного. Длина меча 42 см, из которых 12 см составляет рукоять с перекрестием и навершием. Лезвия клинка от его основания идут параллельно друг другу и суживаются к острию лишь в нижней трети клинка, ромбовидного в сечении (рис. 2). Меч позволяет датировать погребение VI в. до н. э. Не противоречит этой дате и находка клыка. Все подобного рода находки клыков с резными изображениями из Поволжья происходят из комплексов VI — первой половины V в. до н. э.

Рис. 2. Двулезвийный погр. 22, кург. 5.

Рассмотрим подробно находку из могильника Заханата. Клык длиной 13 см с одной стороны украшен тремя резными изображениями (рис. 1, 1, 2). Узкий его конец оформлен в виде головы птицы с мощным, слегка изогнутым клювом. Клюв птицы сомкнут неплотно, внутри него изображены зубы в виде семи полукружий. Глаз птицы выделен кружком. За глазом — небольшое полукруглое торчащее ухо. Широкий конец клыка заканчивается головой фантастического хищника кошачьей породы, изображенной в профиль. Пасть хищника оскалена, уши плотно прижаты к голове. Внутри раскрытой пасти хищника видны верхний и нижний клыки, заходящие друг за друга. Плавная рельефная лента, обрамляющая пасть, передает растянутые в рычании губы хищника. В центре эти линии заканчиваются отростками, обозначающими язык. На щеке хищника расположено стилизованное изображение головки грифона с сильноизогнутым клювом. Ниже глаза хищника вырезан рельефный кружок.

Середина клыка украшена фигурой стоящего животного. К сожалению, часть этого изображения утрачена в результате повреждения поверхности. Сохранились только две задние ноги и кончик морды. Задние ноги слегка согнуты, на одной подчеркнута когтистость лапы. Кончик морды передан так, как будто она слегка приподнята вверх. Маленькое каплевидное углубление обозначает ноздрю животного. Трудно предположить по сохранившимся деталям, какое именно животное было выгравировано в центральной части заханатинского клыка. Между головой птицы, отделенной четкой волнистой линией от остальной части клыка, и кончиком морды центрального изображения имеется небольшая вмятина.

На оборотной, гладкой стороне в широкой части клыка просверлено круглое отверстие для подвешивания диаметром 0,7 см.

География распространения подобных клыков с разными изображениями в скифское время обширна: Приднепровье, Крым, Чечено-Ингушетия, Северная Осетия [2, с. 201, рис. 1; 3, с. 132, рис. 8, 1; 4, с. 259, рис. 4, 5; 5, с. 372, рис. 8, 1, 11]. Наиболее своеобразной и многочисленной серией орнаментированных клыков выделяется Нижнее Поволжье [6, с. 18, табл. I].

Образы животных, за исключением центрального, плохо сохранившегося на заханатинском клыке, не выходят за рамки известных ранее. Хищник кошачьей породы является наиболее распространенным образом зооморфных изображений на клыках Нижнего Поволжья. Как справедливо заметила Е. Ф. Чежина, общая схема изображений широкого конца клыка — тупая морда хищника с оскаленной пастью, прижатыми ушами и плавной линией перехода от лба к носу — полностью совпадает на всех поволжских клыках [6, с. 17]. Особенностью заханатинского хищника является отсутствие выступающей нижней челюсти, а также наличие широкой кольцевой ленты, обрамляющей глаз.

Мотив хищной птицы известен на клыках из Новопривольного и Блюменфельда (стилизованное изображение) в Поволжье [5, с. 305, рис. Ив, 28; 7, с. 211, рис. 1, 1], из Роменского уезда и Гуляй-города в Приднепровье [2, с. 201, рис. 1], а также на новогрозненском клыке и бронзовой его имитации из святилища Реком на Северном Кавказе [8, с. 149, рис. 1, 9, 13]. Птица на узком конце заханатинского клыка отличается от своих аналогов маленьким торчащим ухом и изогнутым массивным клювом.

Манера изображения когтистой лапы стоящего животного в центральной части клыка перекликается с золотушинской и сусловскими бляшками [5, с. 370, рис. 78, 1, 2].

Что касается функционального назначения, то клык из могильника Заханата найден подле меча и, очевидно, был амулетом, подвешенным к портупее. Кабаньи клыки, как известно, были предметом культа в системе религиозных представлений савроматских племен Нижнего Поволжья.

 

Литература:

 

1. Шнайдштейн Е. В. Раскопки курганной группы Заханата // Древности Калмыкии. Элиста, 1985.

2. Яковенко Э. В. Клыки с зооморфными изображениями//СА. 1969. № 4.

3. Яковенко Э. В. Предметы звериного стиля в раннескифских памятниках Крыма // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М.: Наука, 1976.

4. Виноградов В. Б. Новые находки предметов скифо-сибирского звериного стиля в Чечено-Ингушетии // СА. 1974. № 4.

5. Смирнов К. Ф. Савроматы. М.: Наука, 1964.

6. Чежина Е. Ф. Художественные особенности звериного стиля Нижнего Поволжья и Южного Приуралья в скифскую эпоху // АСГЭ. 1982. Вып. 23.

7. Максимов Е. К. Новые находки савроматского звериного стиля в Поволжье // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М.: Наука, 1976.

8. Виноградов В. Б. К характеристике кабанского варианта в скифо-сибирском зверином стиле // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М.: Наука, 1976.

Либерея "Нового Геродота" © 2017 Все права защищены

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.