Фиалко Е.Е. «Скифские амазонки по письменным и археологическим источникам»

Книжная полка Analogopotom

 

Фиалко Е.Е.

Скифские амазонки по письменным и археологическим источникам

«Боспорский феномен». 2005. С. 242-247.

 

«Рати легких амазонок.
Дев, бестрепетных в бою…»
Эсхил. Прикованный Прометей.

 

Амазонки, как историческое явление, вызывают двойственную реакцию. С одной стороны — неугасающий интерес. Вряд ли можно отыскать другой такой феномен, с равным постоянством будоражащий человеческий ум и воображение. Ведь только литературная история легенды об амазонках насчитывает около 25 столетий. Предания об амазонках представлены как в фольклорной традиции многих народов, так и в географической, исторической и даже художественной литературе. С другой стороны — откровенный скепсис и недоверие. Посвященные амазонкам материалы достаточно обширны и разнообразны. Но главным в них, начиная со времен античности, и по сей день остается вопрос: реально ли существовали амазонки либо в виде самостоятельного и независимого «народа женщин», либо в виде народа, у которого женщины играли главенствующую, а мужчины — второстепенную роль. Сколько существует этот вопрос, столько же бытуют и два варианта ответа на него. Раскопочный бум второй половины XX столетия охватил и территории юга Украины, заселенной некогда древними номадами — киммерийцами, скифами, сарматами. В результате были получены ценнейшие материалы, что, в свою очередь, дало возможность вновь обратиться к решению проблемы амазонства, но теперь уже не теоретически, а скорее практически. Стало очевидным, что в среде кочевников действительно существовали женщины, которые подобно мужчинам, а, возможно, и наравне с ними носили оружие и принимали участие в военных столкновениях, и потому были погребены, как и мужчины-воины.

Информацию о скифских амазонках содержат источники двух видов — письменные и археологические. Естественно, они не равноценны и по значимости, и по «удельному весу». Но для нас важно, даже делая поправку на временное их расхождение, насколько эти источники соответствуют друг другу.

1. Нарративные источники. Об амазонках писали многие древние авторы — Геродот, Гиппократ, Лисий, Палефат, Страбон, Диодор Сицилийский, Помпей Трог, Плутарх и многие другие. Пересказывать каждого из них вряд ли стоит, тем более что некоторые сообщения повторяются в очевидно позаимствованном виде. Из описаний мы выберем наиболее интересную для нас информацию.

Кто такие амазонки? Суть этого исторического явления античная литературная традиция передает в двух вариантах: 1. наиболее часто упоминаются представительницы воинственного племени — равные мужчинам, принимающие активное участие в военных походах, но до определенного времени — до замужества; 2. реже речь идет о царстве женщин-мужеубийц, где мужчин либо нет вовсе, либо они занимают подчиненное положение и используются лишь для продолжения рода. Амазонки — дочери бога войны Ареса и наяды Гармонии (Apoll. Rod. II, 990; Philostr. III), которые поклонялись Аресу — богу войны и Артемиде — богине охоты (Diod. II, 46). За счет добычи от своих походов царицы амазонок воздвигали храмы этим богам. Кроме того, они поклонялись Зевсу, Посейдону и Гефесту (Callisth. III, 25).

Происхождение и появление в Скифии. 1. Обитали амазонки, как сообщают несколько авторов, на северо-востоке Малой Азии (между городами Синопа и Трапезунт), в Каппадокии, на берегах речки Фермодонт у города Фемискира. 2. После битвы с греками корабли с плененными амазонками прибило к берегу Меотийского озера, у гавани Кремны — земле скифов. Сойдя на берег, амазонки отправились вглубь страны, захватили табун коней и стали грабить скифские земли. Через какое-то время они, наконец, стали лагерем. Сначала скифы принимали их за мужчин (Eust. Epiph. 653). А по прошествии некоторого времени, после сближения с молодыми скифами, они вместе ушли за Танаис, где стали называться савроматами (Herod. IV, 110-116).

Образ жизни и обычаи. Амазонки «ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях» (Нр., 24). Девочек с рождения «…приучали не к безделию или обработке шерсти, а к оружию, лошадям и охоте…» (Trog. I, 4, 10 — 11). Не обученные женским работам (Herod. IV, 114), они «…занимаются теми же делами, что и мужчины, не освобождаются от военной службы. Мужчины служат в пехоте и в сражении мечут стрелы, а женщины вступают в конные стычки и сражаются не железным оружием, а накидывают на врагов арканы и умерщвляют их затягиванием» (Mela I, 19, 114). Большую часть года девушки исполняют все работы сами — пашут, сеют, занимаются садоводством, ухаживают за своими стадами, в особенности, за лошадьми. Самые сильные из них, по утверждению Страбона, «занимаются главным образом охотой на лошадях и военными упражнениями» (Strab.). Часть описаний носит двойственный характер. В рассказе о скифах Помпей Трог, очевидно, имея в виду амазонок, писал, что «…доблестями мужей они прославились не более, чем женщин: в самом деле, сами они были родоначальниками парфян и бактрийцев, а жены их основали царство амазонок, так что, если разбирать подвиги мужчин и женщин, то останется неизвестным, который пол был у них славнее» (Trog. II, 1,2 — 4). Близкую, но еще менее ясную, информацию оставил и Николай Дамасский: «…У них женщины не менее воинственны, чем мужчины, и в случае надобности воюют вместе с ними. И поэтому амазонки чрезвычайно мужественны, так что некогда дошли походом до Афин и Киликии, так как жили рядом с этими млекоедами близ Меотийского озера…» (Nic. Dam. 3). Не безынтересен и еще один пассаж Помпея Трога. После смерти мужей «…Жены их, видя, что к изгнанию прибавилось сиротство, сами взялись за оружие и стали защищать свои владения сначала оборонительными войнами, а потом наступательными. …Представляя единственный в своем роде для всех веков пример, они решились править государством без мужчин и даже с презрением к ним…» (Trog. II, 4).

Паноплия. Вооружены они луком со стрелами, топором, дротиком и копьем. Кроме того, как рассказывал Помпоний Мела, амазонки и в бою, и на охоте ловко управляются арканом. Из защитного вооружения упоминаются только небольшие легкие щиты в форме полумесяца.

Облик и одежда. Александр Македонский в письме матери писал, что «…амазониды, значительно превосходящие ростом прочих женщин, отличающиеся красотою и здоровьем, … сообразительностью и остроумием…» (Callisth.III, 27). А Диодор Сицилийский отмечал отличную силу, ум, военные таланты и красоту этих женщин (Diod. II, 44, 45; XVII, 77, 2). Несколько противоречива информация относительно одежды воинственных дев. Так, по Геродоту, амазонки носили мужскую одежду (Herod. IV, 116), при этом она была цветной (Callisth. III, 27). Из шкур диких зверей они изготовляли себе шлемы, плащи и пояса (Strab. V, 1). У Евсевия Иеронима, в отличие от предыдущих авторов, амазонки «…с выставленной на показ грудью и голыми руками и коленами, вызывающие на состязание сладострастия идущих против них мужчин» (Hier. II, 37). А Палефат в книге «О невероятном» утверждает, что они «…носили хитоны до пят, а на головах — митры…» (Palaeph. XXXII).

Замужество. Замуж девушки могли выйти, как сообщает большинство древних авторов, только после того, как убьют трех врагов. Некоторые так и доживают до старости в девичестве, потому что не смогли выполнить этого требования. А, выйдя замуж, амазонка по сведениям Гиппократа «перестает ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход».

2. Археологические источники. К числу этих источников отнесены погребальные комплексы и произведения античного искусства. В сравнении с предыдущим, этот вид источников более скуп и отрывочен. Накопившиеся в последние годы археологические материалы свидетельствуют о том, что в скифское время погребения женщин с оружием достаточно широко распространены по всей территории юга Восточной Европы.

Кто такие амазонки? По отношению к общему числу скифских погребений с оружием могилы женщин-воительниц составляют четвертую часть (Бунятян. 1982). А это значит, что каждым четвертым воином у скифов Северного Причерноморья была женщина. Археологические источники молчат о том, каким кумирам поклонялись амазонки. Но свидетельствуют о социальном расслоении (в письменных источниках упоминались только царицы). Об этом говорят различия в размерах погребальных сооружений и ассортименте сопутствующего инвентаря. В большинстве же это были представительницы так называемого среднего сословия (Фиалко. 1991).

Происхождение и появление в Скифии.

1. Что касается первоначального обитания амазонок, то считается, что город Фемискира находился в Малой Азии, при устье речки Фермодонт (или Термодонт по другим источникам), которая отождествляется с речкой Терме-Чай, впадающей в Черное море.

2. Территориально могилы вооруженных женщин V — середины IV в. до н.э. в Понтийских степях распадаются на три основных скопления. Значительная их часть сосредоточена в северо-западном Приазовье — в низовьях реки Молочной (недалеко от гавани Кремны); небольшая группа локализуется в левобережье Нижнего Днепра; а наибольшее скопление концентрируется вдоль правого берега Днепра, на участке от нижней кромки порогов до устья реки Базавлук (Фиалко. 1991, рис. 7).

Много погребений вооруженных женщин этого периода известно и в Подонье (Смирнов. 1964; Мирошина. 1990).

Паноплия. Ассортимент оружия ограничен. Практически каждая амазонка имела лук с набором стрел, кроме того, у многих было копье или дротик (или то и другое вместе). Железные мечи встречены только в трех могилах. Не было у них и защитного доспеха, равно как и боевых поясов. Такой набор оружия и отсутствие защитного облачения, скорее всего, свидетельствуют о том, что женщины принимали участие в легко вооруженных отрядах кавалерии. В то же время, ни разу вооруженную женщину не похоронили вместе с боевым конем. И только в одном погребении найдены металлические детали конской уздечки.

Облик и одежда. Антропологические исследования не дали каких-либо сведений о росте и физической силе амазонок. Антропологический тип их не отличен от остального населения Скифии, никак не выделялся и обряд захоронения. Об облике амазонок позволяют судить произведения античного искусства. Изображенные в камне — в статуях или на барельефах храмов — амазонки, как правило, молоды, с развевающимися длинными волосами либо в легких шлемах, в коротких полупрозрачных одеяниях греческого типа. В вазовой живописи они ближе персонажам Геродота, одетым в мужской «персидский» костюм. Как правило, это юная дева в мужском наряде — одежда (кафтан и узкие штаны с лампасами) облегает стройную фигуру; ступни ног либо босые, либо в мягких коротких сапожках (скификах); на голове мягкая шапочка в форме колпака, иногда со свисающими сзади и по обеим сторонам защитными «клапанами». И всегда с оружием — либо это лук и колчан со стрелами, либо копье или дротик. Часто присутствует на рисунках и щит, обычно овальной формы. Чаще встречаются изображения сражающихся амазонок, как в конном, так и в пешем бою. Но достаточно много и статичных изображений вооруженных дев рядом с конем или грифоном, а иногда и просто их голов.

Замужество. Вооруженные женщины не составляли единой возрастной группы — их возраст колебался от 16 до 60 лет. Но все же половина из них — молодые женщины 25-35 лет. Захоронения практически всегда были одиночными. Лишь в четырех могилах рядом с молодой женщиной был похоронен грудной ребенок. При этом десятая часть погребенных женщин с оружием — шестидесятилетние (для скифской эпохи это более чем преклонный возраст) и, судя по наличию оружия, незамужние. Возможно, подобная ситуация отражала относительно спокойный период скифской истории, во время которого не представлялось возможности проявить себя в бою и убить врага.

Вряд ли можно говорить о том, что в Северном Причерноморье существовала страна амазонок. Археологические источники не дают представления о непримиримых мужеубийцах. Однако, при сопоставлении описаний античных авторов с археологическими материалами вполне очевиден ряд совпадений. Письменные источники освещают ранний период скифской истории, археологические дают представление о времени расцвета Скифии. Несмотря на это, они в значительной степени взаимно дополняются и корректируются. В поисках ответа на вопрос о реальности существования института амазонок у скифов археологические источники пусть не прямо, но подтверждают в определенной степени более раннюю письменную традицию.

Либерея "Нового Геродота" © 2017 Все права защищены

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.