Карпов С.П. Рец. на: Ваlаrd M. «Les Croisades»


С. П. Карпов

Ваlаrd M. Les Croisades. P., 1988.

«Византийский Временник», No 53, 1992, стр. 193-194.

 

Книга профессора Парижского университета (Валь де Марн) М. Балара — не традиционная история крестовых походов. Это продуманный терминологический словарь с большими вводными статьями о каждом из походов, библиографическим и хронологическим указателями, генеалогической таблицей иерусалимского королевского дома, картами и схемами. Труд Балара вполне отражает новые подходы к истории крестовых походов не только как к военным экспедициям на Восток, но и как к широким миграционным движениям, охватывавшим различные, большие и малые, социальные группы на Западе. Автор справедливо возражает против практики употребления всуе словосочетания «крестовые походы», которым обозначают все что угодно, вплоть до борьбы с саранчой в Африке (с. 9). Для самих участников крестовых походов, впрочем, они были «пилигримажем», «путем» (iter) в Святую Землю, «экспедицией». Лишь с середины XIII в., уже на закате движения, укореняется термин «крестовые походы».

В книге отражен интерес современной медиевистики к демографической мотивации крестовых походов, к состоянию ментальности общества Западной Европы в ту эпоху. Автор обращается и к традициям Реконкисты, повлиявшим на форму и содержание «пилигримажей» в Святую Землю, к роли эволюции отношений Византии и Запада. Наконец, в поле его зрения оказываются и так называемые «Поздние крестовые походы», направленные в XIV-XV вв. главным образом против турок. Мы вполне солидарны с мнением А. Атийи и М. Балара, что в широком смысле слова крестовые походы завершаются не падением в 1291 г. последних франкских государств в Сирии, а битвой при Лепанто (1571 г. ).

Добавим, что такое прямое порождение крестовых походов, как Латинская Романия, существовало еще в XVI и даже в XVII в. Разумеется, и содержание, и форма, и идеология крестоносного движения существенно эволюционировали, и это хорошо показано автором, обратившимся и к таким феноменам, как «политические крестовые походы», экспедиции, используемые папством в борьбе с их противниками в самой Италии (с. 89-90), крестовые походы против еретиков (с. 114-117) и т.д.

Некоторые из статей словаря представляют собой оригинальные самостоятельные исследования. Это относится, например, к проблемам финансирования походов (с. 103-105), способов обороны Святой Земли (с. 91-95), интерпретации последствий походов (с. 13-14), неоднозначных для Запада и Востока. Прежде всего, справедливо подчеркивает Балар, крестовые походы углубили ров, разделявший христиан и мусульман. И хотя исламские философы и историки не понимали сути крестоносного движения, интерпретируя его как противостояние рас, а не религий, оно все равно порождало и питало идеи джихада. И если первоначальной идеологией «пилигримов» была ограниченная цель освобождения Гроба Господня, то идеологией джихада, в значительной мере закрепленной крестовыми походами, напротив, была универсальная цель борьбы с немусульманами до тех пор, пока вся земля не будет подчинена аллаху (ср. также с. 96-98, 123- 126). Для Византии IV крестовый поход сделал схизму долговременной реальностью. Для Запада сами по себе походы не были расширением горизонтов и встречей цивилизаций. В развитии культуры франкских государств Ближнего Востока не отмечены большие успехи (не совсем так, впрочем, обстояло дело в Латинской Романии, ставшей передаточным звеном многих достижений греческой цивилизации Западу и отчасти элементов латинской культуры византийскому миру в преддверии и в эпоху Ренессанса. — С. К.). Крестовые походы были первым непосредственным и широким участием народных масс Западной Европы в исторических процессах, рождением новой духовности западного христианства, солидаризируется с А. Воше М. Балар (с. 13). Прямые выгоды от них извлекли итальянские морские республики. В Италии долгое время сохранялись традиции и дух крестовых походов (с. 129).

Естественно, что в содержательной, затрагивающей многие аспекты книге Балара имеются отдельные пробелы и неточности. Нет в ней, например, статей о государствах и правителях Латинской Романии. Раздел о госпитальерах не восполняет отсутствие характеристики такого форпоста крестоносцев на Леванте, как Родос. Образ Бонифация Монферратского (с. 72) обеднен тем, что не упоминается его покровительство трубадурам, участвовавшим, как, например, Раймбаут Вакейрасский или Элиа Кайрель, в IV крестовом походе и написавшим интересные стихотворные произведения о его событиях и последствиях. В разделе о критике крестовых походов нет даже упоминания о спорах в самом войске рыцарей по вопросу об отклонении направления IV крестового похода (с. 84).

Недостаточность личного состава войска крестоносцев на Востоке М. Балар считает главным фактором, обусловившим слабость латинских государств (с. 93). Видимо, такое объяснение без учета сути проводимой крестоносцами политики, имеющихся в их распоряжении ресурсов, международной ситуации (что в какой-то мере отмечается автором в других статьях) все же неполно.

Мнение о коронации в Константинополе накануне его штурма крестоносцами 13 апреля 1204 г. Феодора Ласкаря (с. 43) отвергается в современной историографии. На самом деле императором был провозглашен его брат Константин1.

Библиография к работе Балара дана в самом суммарном виде, она ориентирует читателя в обобщающих трудах, главным образом на французском и английском языках, и сводах источников. Жаль только, что подчас даже основополагающие труды по тем или иным вопросам опущены. Так, например, не упомянуты книги Б. Цветковой о Варненском крестовом походе 1444 г. (с. 59)2, Р. Лили — о Византии, о государствах крестоносцев в Сирии и Палестине и итальянских морских республиках3; за кадром остается и вся литература на греческом и славянских языках.

Предназначенная как широкому читателю, так и специалисту, книга М. Балара современна и по форме изложения и по трактовке проблем, объяснению фактов, событий, судеб участников и жертв крестовых походов.

 

Примечания

1. См., например: Жаворонков Л. И. У истоков образования Никейской империи: (Оценка деятельности Константина XI Ласкаря) //ВВ. 1977. Т. 38. С. 30-37; Savvides A. Constantine (XI) Lascaris, Uncrowned and Ephemerial «Basileus of the Rhomaioi» after the Fall of Constantinople to the Fourth Crusade // Bu?????-???. 1987. T. 7.

2. Cvetkova B. La Bataille memorable des peuples. Sofia, 1971.

3. Lilie R.-J. Byzanz und die Kreuzfahrerstaaten. Munchen, 1981; Idem. Handel und Politik zwischen dem Byzantinischen Reich und den italienischen Kommunen Venedig, Pisa und Genua in der Epoche der Komnenen und der Angeloi (1081-1204), Amsterdam, 1984.

Либерея "Нового Геродота" © 2024 Все права защищены

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.