На заре истории. Галерея наскального искусства


На заре истории. Галерея наскального искусства

 

Исследования древнекаменного века, словно театр, полны неожиданностей!»
Ж. Лаллан (французский археолог)

 

Обнаруженные в глубинах пещер наскальные рисунки выявили сложную систему храмовых святилищ, структура которых отражает комплекс идей и представлений людей древнекаменного века о природе. Пристрастие к искусству, как выяснилось, было присуще уже обезьянолюдям. Накапливаются и самые, быть может, поразительные факты: первобытные предки, оказывается, с пристальным вниманием следили за «жизнью» неба и его загадочными «обитателями» — ослепительно жарким диском Солнца, мириадами сияющих в темной ночи многоцветных звезд и за яркой, но холодной, с причудливо переменным ликом, Луной…

 

Пещера Альтамира

Испания, провинция Сантадер. Альтамира получила свое название от соседнего луга. Открыта в 1875 году Марселино де Саутуолой.

Первая/главная галерея Альтамиры тянется на юго-восток; длина — около 40 м, ширина — 9-13 м; высота — от 2 м в начале и до 30 см в конце. Вторая галерея уходит на юго-запад; от нее ответвляется третья, с арочным сводом высотой 10 метров, водопадом в северной части и колодцем глубиной 4 м. От третьей галереи отходят еще две — четвертая с потолком около 6 метров, и пятая с низким и узким входом. Ширина камеры пятой галереи всего 1,3 метра, а высота чуть более 1,5 м.


На своде пещерной камеры Альтамиры — неровном, с многочисленными, причудливыми выпуклостями и впадинами — изображено целое стадо крупных, близко расположенных друг к другу бизонов. Они нарисованы сочными красками — красной, черной, желтой, малиновой, наложенной где-то плотно и однотонно, а где-то с полутонами и переходами от одного цвета к другому.

 

Всего на своде изображено 23 фигуры, если не принимать во внимание те, от которых сохранились лишь контуры. Изобразить все это на столь значительной площади, да еще с учетом сложностей рельефа потолка было нелегко. Следовало к тому же учитывать, что свет сюда едва ли проникал, и, значит, древние художники как-то умудрились решить проблему освещения этого пещерного музея, где картины «развешивались» в столь непривычном и малоподходящем для нормальной художественной галереи месте — на потолке. Но как? Какими средствами? Ни единого мазка копоти от факела на «каменном холсте» обнаружить не удалось.


Рисунок быка из пятой галереи Альтамиры. Рисунок сделан черной краской по контуру, тело осталось не закрашенным.

Бизон из Альтамиры.

 

В подземелье Альтамиры работал художник очень опытный, с обостренным чутьем к прекрасному. Рисунки делались им «без малейших колебаний, уверенной рукой; каждая линия проводилась сразу, со всей четкостью». Ему при этом приходилось, очевидно, принимать разные позы из-за сложностей рельефа и разной высоты потолка над полом. Тонкий расчет мастера подтверждался хотя бы размерами изображений — высота некоторых из них превышала метр, а длина иногда превосходила 2 метра. Значит, чтобы увидеть все эти рисунки художнику, а также посетителям пещерной галереи следовало занять в скудно освещенном помещении подходящее место и смотреть на них, учитывая масштаб фигур, под строго определенным углом зрения.


Загадочные рисунки из второй пещерной камеры Альтамиры (слева и внизу). Обнаружены в 1875 году.

Четыре пальцевидных по очертаниям рисунка сделаны в глубине камеры. На поверхности стен — длинные, слегка извивающиеся линии, рассеченные вертикально направленными черточками. Эти непонятные знаки выписаны черной и красной красками.

     

 

Пещера Ласко

 

Лошадь

 

Пещера Нио

Южная Франция, 70 км южнее Тулузы, около деревни Нио. Исследована в 1864 году Хуаном Виланова и Пьера. Галерея — изображения бизонов, лошадей, горных козлов и оленя — расположена в 800 м от входа.

Среди изображений рисованных животных больше всего бизонов, некоторые из них показаны ранеными, стрелами черного и красного цвета, с наконечниками и оперением.

 

Лошадь

 

Олень

 

Козел

 

Бизон

 

Бизон

 

Бизон (и буйвол?)

 

Пещера Фон-де-Гом

Находится на юге Франции, округ Лезэйзи, в долине Фон-де-Гом. Открыта Дени Перойни в 1901 году. Изображения некоторых животных сделаны в полную величину. На стенах и сводах небольших залов пещеры Фон-де-Гом нанесено по меньшей мере около 80 рисунков, среди которых две бесспорные фигуры мамонтов.

 

Бизон на белом фоне

 

Бизоны, в том числе с характерными горбами (как в Альтамире), составляют большую часть изображений пещер Фон-де-Гом.

 

Олень

 

Изображения оленей являются особенно важными для подтверждения древности настенного искусства Фон-де-Гом.

 

Волк

При раскопках в галереях Фон-де-Гом были найдены куски красной охры и своего рода «карандашей» из марганцевой руды. Судя по всему, это были те самые красители, которые использовались первобытными художниками в живописных работах. Подобные красящие материалы встречаются почти повсюду, где распространены глинистые почвы, в частности, в долинах недалеко от Фон-де-Гом. В округе есть богатые полости желтой, красной, а иногда черной глины, а так же обломки железной и марганцевой руды.

Либерея "Нового Геродота" © 2024 Все права защищены

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.